Россия и Украина оказались перед лицом общей проблемы

Активных действий по удалению нефтяного пятна предпринять нельзя из-за сильного шторма
Читать Вести в MAX
Первое дыхание зимы, добравшееся из Арктики до Азово-Черноморской акватории, поставило Россию и Украину перед лицом общей большой проблемы: беспрецедентной серии кораблекрушений и других ЧП с судами в Керченском проливе и прилегающей к нему прибрежной полосе Крыма и Краснодарского края.

Первое дыхание зимы, добравшееся из Арктики до Азово-Черноморской акватории, поставило Россию и Украину перед лицом общей большой проблемы: беспрецедентной серии кораблекрушений и других ЧП с судами в Керченском проливе и прилегающей к нему прибрежной полосе Крыма и Краснодарского края.

Возникший на стыке теплого и морозного воздушных фронтов циклон погнал в узкую горловину пролива ветер ураганной силы, достигавший 130 километров в час, который за несколько часов утопил, повредил или выбросил на мель, по меньшей мере, десяток крупных судов. Первым в бедствие попал российский танкер "Волгонефть-139", перевозивший 4,7 тысяч тонн мазута. На рейде порта "Кавказ" плоскодонное судно типа река-море под напором ветра и ударами волн раскололось, при этом четверть груза вылилась в море. Перебравшуюся на кормовую часть команду из 13 человек позднее спасли. Эту половину танкера с уцелевшими резервуарами понесло к украинскому берегу, тогда как носовую часть удалось удержать на якорях.

Затем в проливе затонули три судна, перевозивших серу. Первым был российский сухогруз "Вольногорск", который сорвало со стоянки на рейде того же порта. Ко дну пошло 2,4 тысячи тонн серы, экипаж из 8 человек воспользовался спасательным плотом, затем их подобрали пограничники. Корпус аварийного сухогруза, в свою очередь, стал ловушкой для украинского судна "Ковель", получившего пробоину и притопленного неподалеку вместе с 2 тысячами тонн серы. Экипаж на спасательном плотике был подобран украинским погранкатером. Тут же на рейде затонул и российский сухогруз "Нахичевань" с 3,5 тысячами тонн серы, судьба восьми человек из 11 членов его экипажа до вечера воскресенья оставалась неизвестна. Их, в том числе и всю прошедшую ночью, продолжают искать четыре российских буксира, а также суда МЧС Украины.

Российские груженая нефтью баржа "Дика" и плавкран "Деметра" были сорваны с якоря на той же стоянке. Их выбросило на мель у косы Тузла. Все четверо находившихся на их борту моряков – вне опасности. Шторм вызвал серию ЧП с судами и у черноморского устья пролива с прилегающей к нему акваторией. На рейде у мыса Херсонес вблизи Севастополя затонуло грузинское судно "Хаш-Измаил" с грузом металла, из 17 членов экипажа, по данным на вечер воскресенья, удалось спастись лишь двум. А близ порта Новороссийск ураганный ветер выбросил на мель турецкий и греческий сухогрузы. На траверзе крымского Судака, между тем, на мель выбросило украинский сухогруз "Вера Волошина" с грузом сельхозтехники для Румынии.

Общая беда потребовала совместных усилий для спасения и ликвидации последствий "крупносерийного" ЧП. По договоренности России и Украины начал действовать оперативный штаб на уровне заместителей министров транспорта по руководству спасательной операцией в Керченском проливе. С российской стороны общее руководство аварийно-спасательными работами осуществляет Минтранс, а за координацию действий отвечает МЧС России. В Минтрансе информируют, что для спасения людей и нормализации экологической обстановки в Керченском проливе принимаются все возможные меры. Однако сейчас активных действий по удалению нефтяного пятна предпринять нельзя из-за продолжающегося шторма. В настоящее время большая часть мазута, разлившегося при крушении танкера "Волгонефть-139" осела на дне моря, поскольку при такой температуре воды это топливо не держится на поверхности. Часть пятна дрейфует в сторону Украины. Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь назвал происшествие с "Волгонефть-139" "масштабной ситуацией и серьезной экологической проблемой". "Работа по восстановлению экологического состояния пролива займет не один месяц", – констатировал он.

По фактам происшествий возбуждено несколько уголовных дел, в том числе по статьям "загрязнение вод" и "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта". Все пострадавшие в проливе суда принадлежат к классу река-море с мелкой осадкой и большой парусностью. По оценкам экспертов, капитаны, которые еще в субботу вечером получили штормовое предупреждение, имели шанс вывести суда в открытое море, где они могли маневрировать для противостояния волнам и ветру.

Попытка переждать удары ураганного ветра на якоре на открытом рейде в узкой горловине пролива стала приговором для судов. Между тем, отметил прокурор, "сейчас пока затруднительно говорить о чьей-либо вине". "До того, как они (капитаны) будут допрошены, выяснены все обстоятельства дела, говорить о чьей-либо виновности будет преждевременно", – сказал он.

Как передает ИТАР-ТАСС, в связи с происшествиями в Керченском проливе в порту Кавказ открыт телефон горячей линии. По номеру (8-6148) 58-146 родственники моряков пострадавших судов могут получить всю необходимую информацию.

По оценкам синоптиков, шторм в этом районе начинает стихать, но еще может продлиться 2-3 дня. Пока же его силы хватает, чтобы заблокировать мореплавание в заливе и не позволить развернуть сколь-нибудь масштабные работы по предупреждению экологической катастрофы, грозящей туристической "жемчужине" – прибрежной азово-черноморской зоне Украины и России.

40-километровый Керченский пролив – единственный выход из Азовского моря. Движение судов по нему в настоящее время организовано по двум трассам: принадлежащему Украине глубоководному Керчь-Еникальскому каналу (глубина 8 м), а также по двум мелководным российским фарватерам, рассчитанным на речные суда с небольшой осадкой. Ежегодно через пролив проходит до 9 тысяч судов.