У Соловецкого камня в Москве вспоминают жертв политических репрессий

Участники акции "Возвращение имен", посвященной памяти жертв политических репрессий, принесли поминальные свечи и цветы к Соловецкому камню в Москве. Мероприятие организовано международным историко-просветительским и правозащитным обществом "Мемориал" в преддверии 30 октября, когда в России будут отмечать день памяти жертв политических репрессий. Участники акции, сменяя друг друга, будут читать имена расстрелянных в Москве в 1937-38 гг.

Поминальные свечи и цветы принесли в понедельник к Соловецкому камню на Лубянской площади в Москве участники акции "Возвращение имен", посвященной памяти жертв политических репрессий. Мероприятие, в котором принимает участие несколько десятков человек, организовано Международным историко-просветительским и правозащитным обществом "Мемориал" в преддверии 30 октября, когда в России будут отмечать день памяти жертв политических репрессий. В понедельник у Соловецкого камня на Лубянке с 10 утра до 10 вечера, сменяя друг друга, участники акции будут читать имена расстрелянных в Москве в годы сталинского террора с 1937-38 гг.

"Абазов Николай Сергеевич, 63 года, председатель Среднеазиатской геологической комиссии, расстрелян 21 сентября 1937 года... Абиндер Алексей Иванович, 55 лет, зам.начальника Управления начальной и средней школы Наркомата просвещения РСФСР, расстрелян 25 декабря 1937 года...Аборин Иван Филиппович, 69 лет, сторож бронницкого городского кинотеатра, расстрелян 13 октября 1937 года... ", – открыл акцию чтением первых имен списка Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Под траурную музыку он прочитал список из 24 имен, затем его сменили другие участники акции, передает корреспондент "Интерфакса".

"У нас не будет никаких речей. С 10 утра до 10 вечера, сменяя друг друга, мы будем читать имена 40 тысяч расстрелянных в Москве в годы сталинского террора. Мы хотим вспомнить всех жертв политических репрессий поименно", – сказал "Интерфаксу" исполнительный директор Правозащитного центра "Мемориал" Татьяна Касаткина.

В понедельник к Соловецкому камню пришло много пожилых людей с цветами. "В моей семье были репрессированы 13 человек. Из них четверо расстреляны. Отца по ложному обвинению во вредительстве отправили в лагеря. Он прошел три лагеря, затем его обвинили в шпионаже и расстреляли", – сказала "Интерфаксу" 86-летняя Ирина Михайловна из Москвы. "Тогда мы были молоды, многого не понимали, но сейчас ясно, какие это были страшные времена, и какую трагедию мы пережили", – отметила она.

Как передал корреспондент "Интерфакса", акция у Соловецкого камня проходит в спокойной обстановке. За общественным порядком следят несколько сотрудников милиции. В "Мемориале" сообщили, что на проведение мероприятия было получено согласие столичных властей. Один из организаторов акции у Соловецкого камня, глава общества "Мемориал" Арсений Рогинский сказал "Интерфаксу", что в настоящее время в России живут около 800 тысяч человек, которые считаются жертвами политических репрессий. Большинство из них – это дети тех, кто был репрессирован. "Если взять российский закон о реабилитации жертв политических репрессий, то в масштабах всего Советского Союза жертвами политических репрессий считаются 12,5 миллиона человек", – сообщил Рогинский. "Но в широком смысле, репрессированными можно считать до 30 миллионов человек. Многие сотни тысяч человек при Сталине были осуждены за нарушения трудовой дисциплины. К примеру, за второе или третье опоздание на работу человек мог угодить в лагерь. Я считаю, что это тоже политические репрессии. Сталин считал, что так он наводит порядок в стране", – сказал глава "Мемориала". При этом он отметил, что нет точной статистики о жертвах политических репрессий в годы гражданской войны. В свою очередь, российский омбудсмен Владимир Лукин сказал "Интерфаксу", что он рассчитывает на активизацию работы комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Правозащитники также считают, что закон о монетизации льгот, принятый в 2005 году, ухудшил социальное положение жертв политических репрессий.