Путин-Шеварднадзе. Припомнить все

Путин и Шеварднадзе договорились о встрече
Заявление Владимира Путина о возможности перенесения контртеррористической операции на территорию Грузии стало его ультиматумом лично Шеварднадзе. Однако, считают обозреватели еженедельника "Коммерсантъ-Власть", "желая растоптать своего оппонента, Путин, по сути, подарил ему второе дыхание".
У российского президента достаточно оснований не любить грузинского лидера, пишет еженедельник "Коммерсантъ-Власть". Шеварднадзе стоит в первом ряду политиков, разрушавших и, в конце концов, разрушивших империю. Владимир Путин, который сейчас пытается восстановить если не мощь в полном объеме, то хотя бы имя страны, разделяет негативную оценку роли, которую сыграл Эдуард Шеварднадзе, будучи министром иностранных дел СССР. Припомнить ему есть чего: от бездарного вывода советских войск из восточной Европы до раздела спорной акватории Баренцева моря.

Накопился у российского президента к грузинскому коллеге и личный счет. Достаточно вспомнить события двух-трехлетней давности, когда Россия обратилась к Грузии с просьбой разрешить продвижение по ее территории российских войск из военных баз в Вазиани, Ахалкалаки и Батуми через Панкисское ущелье в тыл чеченским боевикам Масхадова. Тогда Шеварднадзе решительно воспротивился, мотивируя отказ тем, что это втянет Грузию в конфликт. Затем со стороны Москвы пошли постоянные упреки в том, что Тбилиси закрывает глаза на присутствие в Панкиси чеченских террористов. Шеварднадзе вяло отражал нападки: это не боевики, а беженцы.

В конце концов последовал адекватный ответ – Россия в одностороннем порядке ввела визы для грузинских граждан. Мера, официально направленная против просачивания террористов через российско-грузинскую границу, ударила, в первую очередь, по экономике республики: от 400 до 800 гастарбайтеров зарабатывали в России и отправляли домой от шестисот миллионов до миллиарда долларов в год.

Тем не менее, даже несмотря на общее недовольство, Шеварднадзе продолжал ориентировать грузинский государственный корабль на Запад, в первую очередь на США. Сегодня это приносит плоды: США в резкой форме отреагировали на бомбардировки Панкиси, не усомнившись в том, что бомбили именно российские самолеты. Столь же ясно, хотя и не так резко, Америка дала понять, что не одобряет заявления Путина о возможности ввести в Панкисское ущелье войска.

Между тем, российская политическая элита все чаще дает понять, что с "Седым лисом" Шеварднадзе российско-грузинский диалог не имеет перспективы. В то же время, альтернативного Шеварднадзе политика, сопоставимого с последним по масштабу, в Грузии пока не наблюдается.

А на волне антироссийского настроения, которая поднялась в последние дни, авторитет Шеварднадзе только укрепился. Подтвердилась правильность выбранного курса – "Вместе с Америкой и НАТО защитим страну от российских притязаний". Так, делает вывод "Власть", "желая уничтожить своего давнего врага, Владимир Путин не просто укрепил его позиции, но подарил ему второе дыхание".