Тема:

МАКС-2003 подводит итоги 22 года назад

МАКС выходит на мировой уровень

МАКС выходит на мировой уровень
Читать Вести в MAX
В авиационно-космическом салоне МАКС-2003 примут участие 800 компаний (российских - 450) из 38 государств мира. На летном поле аэродрома будет выставлено 150 летательных аппаратов. Все это, по оценкам экспертов, может вывести МАКС в число самых представительных авиасалонов мира.
Во вторник в подмосковном Жуковском откроется 6-й авиационно-космический салон МАКС-2003. В нем примут участие 800 компаний (российских - 450) из 38 государств мира. На летном поле аэродрома будет выставлено 150 летательных аппаратов. Впервые в Россию прилетят американские истребители F-15 и F-16. Все это, по оценкам экспертов, может вывести МАКС в число самых представительных авиасалонов мира.

Российскому МАКСу не избежать сравнений с прошедшим в июне авиасалоном Ле-Бурже во Франции. Самая важная авиационно-космическая выставка мира прошла совсем не так, как ожидали. МАКС же, наоборот, в этом году предстанет настоящей Меккой авиации. Как сообщают "Известия" , он будет беспрецедентным по количеству экспонируемых российских образцов авиатехники и вооружения. Мало того, в Жуковский приедут все ведущие зарубежные авиафирмы. Но, пожалуй, главным станет участие в работе салона сразу пяти ведущих пилотажных групп мира. В небе Подмосковья будут парить "Русские витязи", "Стрижи", "Вязьма" (Россия), "Фречче триколори" (Италия) и "Патруль де Франс" (Франция). Говорят, выступление пилотажников станет своеобразным неофициальным чемпионатом мира.

"Мы отказались от идеи закупки новых истребителей в рамках госпрограммы вооружения для собственных ВВС, - признался замминистра обороны - начальник вооружений Алексей Московский, - крен сделан в пользу модернизации имеющейся техники. Планер остается "старым", зато полностью меняются авионика, двигатели, системы вооружения. Идеология подобного подхода прагматична: закупать, как в советские времена, в массовом порядке новую авиатехнику не только дорого, но и неоправданно с технической точки зрения.

Помимо модернизированного Су-30, по словам замглавкома ВВС по вооружению Дмитрия Морозова, на МАКСе эксперты увидят истребитель Су-32ФМ, который уже прошел предварительные испытания и готов к серийному производству, модернизированные самолеты Су-24, Су-25 и Су-27. Впервые будет представлен учебно-боевой самолет Як-130, который уже в следующем году начнет поступать в военно-воздушные училища.

Одной из отличительных черт нынешнего салона станет показ новейших разработок в области вертолетостроения и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Например, Казанский вертолетный завод выставит новый многоцелевой вертолет "Ансат", ОАО "Камов" - многоцелевые машины Ка-60 "Касатка", Ка-32 и Ка-226. Однако, по мнению экспертов, фаворитами будут Ка-50 "Черная акула", Ка-52 "Аллигатор" и не имеющий мировых аналогов морской вертолет радиолокационного дозора Ка-31, способный обнаруживать весь спектр воздушных целей вплоть до крылатых ракет.

С точки зрения российских военных, центром экспозиции станет новый ударный вертолет Ми-28Н. Литера "Н" означает, что вертолет может применяться ночью, а это значит, может участвовать в антитеррористических операциях. Как заявил Дмитрий Морозов, до 2010 года в войска будет поставлено до 50 таких машин. ВВС собираются купить и вертолеты Ка-52 "Аллигатор".

Ряд новинок в области беспилотных летательных аппаратов, кроме стоящих на вооружении армии беспилотников "Пчела" и "Строй-П", представят на МАКСе фирмы, ранее не занимавшиеся подобной тематикой. По мнению экспертов, это одна из самых заметных тенденций авиасалона, свидетельствующая об изменении воззрений российских КБ как на развитие рынка авиатехники, так и на потребности армии в современном вооружении и технике.

"ОКБ Сухой" представит семейство БПЛА: БЛА-1, -2 и -3, - рассказал директор программы беспилотных летательных аппаратов ОКБ Николай Долженков. - Комплексы могут барражировать по маршруту протяженностью 300 км в течение 18 часов или совершить полет на дальность до 6,5 тысяч километров. Их главное предназначение - радиолокационный мониторинг земной поверхности (разведка) с целью выявления мест чрезвычайных ситуаций, а также учета топографических данных земной поверхности.

Ни один из пяти предшествующих салонов МАКС не имел для России такого стратегического значения, как нынешний. Только за последние месяцы Москва подписала контракт на поставку в Малайзию 18 истребителей Су-30МКК на сумму более $900 млн, есть договоренность о продаже Су-27СК в Индонезию. Однако сегодня мало просто продать самолет или вертолет, важно обеспечить его послепродажное сервисное обслуживание.

Кроме расширения спектра сервисных услуг, российские производители делают упор и на развитие совместных с иностранными государствами предприятий. Речь идет о сотрудничестве с такими гигантами, как корпорации EADS, Boeing, крупнейшими фирмами в области приборостроения Thales, Sajem и в области двигателестроения Snecma, Pratt & Whitney. Кооперация с ними дает возможность выхода на новые рынки, повышает конкурентоспособность техники.

Таким образом, МАКС предстает серьезным полигоном не только для демонстрации новой техники и новых подходов к ее созданию, но и новых возможностей России.