"Хвалынские этюды" — это название фестиваля, который завершился в Саратовской области. На родине Кузьмы Петрова-Водкина, в Хвалынске, собрались десятки художников из разных уголков страны. Ровно неделю они писали картины, а в последний день представили их зрителю. А еще — подарили городу новый арт-объект.
Что подарить городу, где появился на свет Кузьма Петров-Водкин? Конечно же, красного коня. Идея проекта родилась в Крыму на форуме "Таврида", лес использовали вологодский, а получился павильон, где в тени красного коня можно зарядить телефон и подключиться к бесплатному Wi-Fi. От каждого фестиваля должно оставаться что-то на память — помимо сотен этюдов.
Художники начали ездить в эти места на летние пленэры 30 лет назад. В последние два года это превратилось в художественный фестиваль — "Хвалынские этюды". Его главная задача — собрать вместе мастистых художников и совсем юных мастеров и погрузить их на неделю в ту атмосферу, в которой творил Петров-Водкин.
Для современных художников родина Кузьмы Петрова-Водкина — это своеобразное место силы, сюда приезжают за вдохновением. И здесь оно действительно приходит — и иногда совершенно внезапно. Не исключено, что как-то так сам Кузьма Петров-Водкин получил идею для своего знаменитого "Купания красного коня".
И здесь же мастером было сформулировано целое направление в живописи — сферическая перспектива. Она описана в его трудах, и приезжающие художники первым делом ставят эксперимент.
"И как нужно на горе Каланче покружиться и потом упасть на землю, чтобы понять, что такое сферическая перспектива. И это действительно от края до края, создается ощущение, что она круглая, и чувствуешь просто восторг от того, что ты — часть этой земли", — говорит художница из Москвы Вера Лагутенкова.
Все, что за неделю написали 50 художников со всей страны, выставляется в галерею, картины можно купить, но главное — конечно, не деньги. Глядя на работы разных людей из разных живописных школ, можно проследить то, что еще не имеет официального статуса, но может его заиметь — Саратовский живописный импрессионизм.
"Если мы нашими усилиями поможем воссоздать целую школу, и на это не жалко ни времени, ни сил, мы получаем международный бренд в искусстве", — говорит руководитель Фонда развития современного искусства Иван Демидов.
За неделю написать большое полотно невозможно, признаются художники, но набросать этюдов на высоких волжских берегах можно столько, что хватит надолго. Главное — чтобы была возможность вернуться.
"Художники просят только одного — чтобы это сохранить, и чтобы каждый год было. И вот мы в следующем году будем проводить фестиваль, 31-й сезон уже будет, и с завтрашнего дня мы уже к нему будем готовиться", — говорит врио губернатора Саратовской области Валерий Радаев.
В следующем году на фестиваль пригласят новых участников — и молодых, и уже состоявшихся, — чтобы и они смогли побывать там, где в семье сапожника когда-то родился гений. Здесь почти ничего не изменилось — течет Волга и по горам гуляют лошади.