Тема:

Катар в изоляции 3 года назад

Изоляцию Катара обсудят в Москве


EPA

Министр иностранных дел России Сергей Лавров проведет переговоры с главой МИД Катара Абдуррахманом Аль Тани, прибывшим в Москву с визитом. Главной темой станет изоляция Катара. Почему в США так и не смогли сформировать единого мнения о проблеме в регионе, и чего ждет Доха от Москвы?

Министр иностранных дел России Сергей Лавров проведет переговоры с главой МИД Катара Абдуррахманом Аль Тани, прибывшим в Москву с визитом. Главной темой станет изоляция Катара. Почему в США так и не смогли сформировать единого мнения о проблеме в регионе, и чего ждет Доха от Москвы?

Тот самый и уже далеко не первый случай, когда президент США и одна из ключевых фигур его администрации говорят диаметрально противоположные вещи, хотя тема — одна и та же: ближневосточный кризис, который в начале этой недели разгорелся из-за Катара.

По мнению Дональда Трампа, Доха виновата сама: "К сожалению, государство Катар исторически было спонсором терроризма, так что представители других государств вполне ожидаемо обратились ко мне по поводу своего решения высказать недовольство действиями Катара. Мы должны прекратить финансирование терроризма. Поэтому я, госсектарь Рекс Тиллерсон и наши военные решили, что пора бы положить этому конец".

Казалось бы, яснее некуда, вот только сам упомянутый главой государства Рекс Тиллерсон как будто ничего с ним не обсуждал и занял куда более мягкую позицию. "Этот процесс требует достижения регионального и всемирного консенсуса, равно как и взаимопонимания. Мы должны создать платформу для этого. Мы призываем к спокойному и взвешенному диалогу, в котором стороны должны понимать, чего они хотят, и действовать в расчете на укрепление отношений. Мы просим не нагнетать напряженность в регионе",- заявил он.

Реакции катарских властей пока не последовало. Вероятно, столь противоречащие друг другу высказывания просто поставили их в тупик. Да и вообще: ставили на Трампа, обращались лично к нему, да и кризис, что интересно, начался почти сразу после его визита. А в итоге ничего обнадеживающего от хозяина Белого дома пока не услышали, как и от главы европейской дипломатии.

Федерика Могерини предпочла максимально обтекаемые формулировки. В частности, верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности заявила: "У Европейского Союза хорошие отношения со всеми странами Персидского залива, и вообще со всеми странами региона. Мы хотим сохранить эти хорошие отношения, над чем и будем работать. При этом хотим напомнить: все, что происходит в заливе, касается всего мира".

Про ближайших соседей и говорить не приходится. Они, не считая готовый выступить посредником Кувейт, судя по всему, на диалог не настроены. Напротив, Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты встали на путь санкций. В пятницу под них попали 12 катарских компаний, включая благотворительные фонды, и 18 частных лиц, в том числе, родственники эмира.

Государственный министр по делам Национального союзного совета ОАЭ Нура аль-Кааби подчеркнула: "Катар сам сделал свой выбор и оказался в изоляции. Мы же хотим донести до катарского правительства, что и так ждали от них конкретных действий последние 20 лет. Теперь мяч на их половине поля, и мы надеемся, что они сделают определенные выводы".

В общем, резонером, как бывает нередко, придется выступить Москве. Российская сторона уже предложила Дохе помощь с поставками продовольствия в условиях экономической блокады, а теперь в столицу летит глава МИД Катара Абдуррахман Аль Тани, который проведет переговоры с Сергеем Лавровым. Эксперты полагают, что однозначной поддержки той или иной стороны конфликта ждать не стоит, а вот воспользоваться своими контактами на Ближнем Востоке, чтобы помочь этим сторонам сгладить острые углы, наша дипломатия более чем в силах.