Бен ван Бёрден и Алексей Миллер, главы Royal Dutch Shell и "Газпрома" на форуме ПМЭФ-2015. Фото: ПАО "Газпром"

Санкции США в отношении крупнейшего месторождения "Газпрома" в Охотском море направлены на то, чтобы помешать партнерству с Royal Dutch Shell и замедлить развитие экспорта углеводородов из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Данная оценка содержится в комментариях экспертов агентству "Рейтер". В статье "U.S. sanctions put Gazprom-Shell alliance plans in jeopardy" отмечается, что действия США в отношении Южно-Киринского месторождения – это удар по планам Газпрома, а также предупреждение для концерна Shell, который планировал более тесное сотрудничество с российской компанией.

В июне этого года Газпром и Shell подписали договор о разработке стратегического партнерства в газовом сегменте по всей цепочке их бизнеса – от разработки и добычи до продаж сырья. Также предполагалось, что в рамках партнерства компании смогут обмениваться активами.

Газпром и Shell планировали расширить свою совместную работу по проекту "Сахалин-2" и увеличить мощность завода СПГ с 10 до 15 млн тонн. Shell был единственным крупным инвестором, который официально проявил заинтересованность в данном проекте.

Планировалось, что для разработки проекта ∎Сахалин-3∎, в который входит Южно-Киринское месторождение, "Газпром" мог продать часть своей доли в проекте Shell в том числе посредством обмена активами.

Эксперты отмечают, что новые санкции призваны помешать дальнейшему развитию этого партнерства. Один из источников Рейтер, топ-менеджер российской компании, которая принимает участие в проектах на Сахалине, пожелавший сохранить анонимность, заявил:

"Очевидно, что это сигнал для Shell – работайте в рамках существующих проектов, но не пытайтесь входить новые проекты".


Александр Корнилов, старший аналитик Альфа-банка по энергетике, в своих комментариях Рейтер отметил, что санкции США могут помешать планам Газпрома по расширению мощностей по СПГ:

"Новые санкции – это удар, который призван замедлить продвижение Газпромом проектов СПГ в Азии. Для Газпрома будет невозможно развивать Южно-Киринское месторождение без партнеров".