Причиной крупнейшего за последние годы пожара в столице на Тушинском машиностроительном заводе могло стать нарушение правил хранения легко воспламеняемых материалов. На заводе находились емкости с дизельным топливом. Как выяснилось, неделю назад на ТМЗ прошла проверка, которая выявила серьезные нарушения пожарной безопасности.
Рекорд, которому никто не рад. 15 тысяч квадратных метров возгорания — такого в Москве не бывало едва ли не с нашествия французов в 1812-м году. Мелкие очаги огня продолжают тушить до сих пор, спустя уже 18 часов после начала пожара.
"В момент взрыва я была дома и почувствовала небольшой толчок. Испугалась — не поняла, в чем было дело, подумала — землетрясение", — рассказывает жительница района Тушино.
В 20:30 четверга пульт пожарной службы "01" раскалился от звонков о том, что небо над Тушинским машиностроительным заводом озарено пламенем, слышны взрывы, а воздух отравлен едкой химической гарью.
"Туда сразу заехала реанимация, пожарные начали тоже заезжать. Был еще один хлопок, и опять пошел дым", — говорит очевидец.
Горели огромные пятиэтажные здания, которые строили в середине прошлого века, чтобы производить летательные аппараты. На сотнях квадратных метров рушились кровля и перекрытия. Позже пожарные выяснят: цеха сдавали под склады, хранили сотни бочек с горючим, бытовую химию, бытовую технику, ширпотреб. Пожар мог возникнуть из-за короткого замыкания или нарушения техники безопасности.
"Одна из версий — там была сварка, и из-за этого загорелся цех", — полагает очевидец.
В тушении принимали участие 70 машин, полторы сотни пожарных. Работали по периметру. В эпицентр заходить до сих пор смертельно опасно.
"Дознаватели уже работают на месте. Они занимаются опросом администраторов здания, арендаторов. Работа уже ведется", — отмечает начальник отдела информационного обеспечения деятельности Главного управления МЧС России по Москве Оксана Золотова.
Тушинский машиностроительный — некогда прославленный гигант аэрокосмической промышленности России. Основан в 1932 году, выпускал истребители. После войны из авиационной дюрали штамповал троллейбусы, трамваи и автобусы. 28 тысяч сотрудников. В 1970-80-х пришла очередь космических кораблей, в том числе — легендарного "Бурана". Именно цеха по его производству уничтожены сегодня огнем. В последние годы завод пребывает в глубокой коме: массовые увольнения, большая часть площадей — в аренде у коммерсантов, которые занимались чем угодно, только не космосом. Например, полулегальной утилизацией старых покрышек.
- Это режимный объект. Вы знаете, что такое режимный объект?
- То есть вы нам не дадите снимать там, где перерабатывают покрышки на Тушинском машиностроительном заводе?
- Нет.
- И у вас ничего не дымит?
- Ничего не дымит.
Съемки 2012 года. Бойцы ВОХР тогда пытались похитить сотрудника "Вестей" под предлогом космической секретности, насильно усадив его в машину. Не вышло. "Вести-Москва" вели расследование по жалобам жителей окрестных домов, замученных тяжелыми запахами сомнительных производств на территории завода. Пожарные наведывались сюда с проверками регулярно. Но, похоже, безрезультатно. Так что сегодняшний колоссальный пожар, который тушили пять часов, можно в какой-то степени назвать закономерным финалом.