На Украине объявлена охота на российских журналистов

Служба безопасности Украины отчиталась о поимке двух агентов российского ГРУ. Доказательств киевские власти не привели, зато позднее стало известно о захвате в Донецке спецназом СБУ съемочной группы телеканала "Лайфньюс". Представитель ОБСЕ по свободе слова Дунья Миятович потребовала объяснений.

Сегодня Служба безопасности Украины отчиталась о поимке двух агентов российского ГРУ. Доказательств по обыкновению киевские власти не привели, зато несколько часов спустя стало известно о захвате в Донецке спецназом СБУ съемочной группы телеканала "Лайфньюс". Представитель ОБСЕ по свободе слова Дунья Миятович потребовала от Киева объяснений. А в минобороны России очередные заявления СБУ прокомментировали так: "Если посчитать всех якобы выявленных и разоблаченных на Украине российских шпионов, то их численность должна превышать уже численность всего ГРУ". И сегодня же стала известна судьба задержанного на Украине журналиста НТВ. Рассказ о несвободе слова.

Планомерная охота за российскими журналистами на территории Украины стала важнейшим направлением в работе СБУ. По прежнему неясна дальнейшая судьба продюсера НТВ Степана Чирича и местного луганского оператора. Силовики дают понять, что перспективы у съемочной группы довольно печальные. Коллеги сообщают — ребят уже после задержания избили.

"Они ведут себя как журналисты, а мы открыли их компьютерные носители, где нашли закрытую информацию военного характера. Там есть расположение наших точек ПВО на востоке нашей области. Почему журналисты вели съемку точек ПВО?" – спрашивает руководитель спецбатальона "Днепр" Юрий Береза.

Доказательств спецслужба не предъявила. Но журналистов демонстрируют как особо опасных бандитов: руки в наручниках и мешки на головах. По заданию редакции программы "Центральное телевидение" Степан Чирич должен был снять сюжет о приезде протестантского священника, изгоняющего дъявола из одержимых. Но СБУ якобы находит у журналистов скрытую камеру — и теперь им грозит статья за применение спецсредств: от трех до семи лет.

"Я приехал исключительно для съемок Боба Ларсена: изгонение бесов, экзорцизма и прочее. Понимая, что в этой церкви нам дадут "от ворот поворот", потому что нам отказали в съемках там — пришлось искать дополнительные технологические, технические способы проведения съемок", — объясняет Чирич.

В Москве руководство программы всеми силами пытается освободить Степана и его оператора. В Минске, откуда родом Степан, его сестра от имени всей семьи просит отпустить брата.

"Мы в шоке, семья в шоке. Степа никогда не занимался политикой", — утверждает сестра Степана Евгения.

Сегодня же утром в Донецке средь бела дня вооруженные люди в масках похитили съемочную группу телеканала "Лайфньюс". Юлия Шустрая и Михаил Пудовкин ждали интервью одного из антимайдановских активистов, известного под позывным Топаз. В итоге всех троих связали, посадили в машину и увезли в неизвестном направлении. Позже выяснилось — задержаны СБУ Украины. Через два часа стало известно — высланы из страны.

Все дни, когда журналисты "Лайфньюс" работали в Донецке и в Харькове, за ними постоянно наблюдали и шли по следу. Сейчас Юлия и ее оператор в безопасности. Но неожиданно стало известно, что на территории Украины захвачена уже другая группа "Лайфньюс". Снова — люди в масках. Журналистов ставят на колени и стреляют поверх голов.

Наш коллега, специальный корреспондент "Вестей" Евгений Решетнев, который совсем недавно также провел несколько часов взаперти в полной темноте, а позже был отпущен сотрудниками СБУ, считает, что это уже никак не похоже на совпадения. Российская пресса — это цель для украинских спецслужб.

"Все говорит о том, что за журналистами объявлена настоящая охота. Властям не нравится, что мы говорим, что мы показываем. Нас пытаются напугать, поэтому нас задерживают", — заявляет Решетнев.

На лицо нарушение незыблемых правил в зонах конфликтов: журналист — лицо неприкосновенное. И непричастное ни к одной из сторон. Тем не менее, именно прессу сейчас запугивают. Именно ей не дают говорить и показывать так, как есть на самом деле. Власти Украины пошли на запрещенный прием — силовые методы в информационном поле.