Виталий Чуркин: большинство в Совбезе осторожно в оценках украинского кризиса

Постоянному представителю России в ООН и Совете Безопасности Виталию Чуркину приписывают мысль о разрыве дипотношений Москвы и Киева. О том, что он думает на самом деле, Виталий Чуркин рассказал в интервью "Вестям в субботу".

Постоянному представителю России в ООН и Совете Безопасности Виталию Чуркину приписывают мысль о разрыве дипотношений Москвы и Киева. О том, что он думает на самом деле, Виталий Чуркин рассказал в интервью "Вестям в субботу".

- Виталий Иванович, идет информационная война, звучит много явных глупостей, которые, к сожалению, повторяются. Так, в частности, вам приписывают слова, о вероятности разрыва дипломатических отношений Москвы и Киева. Многие журналисты их подхватили. Что за странная информация?

- Мне трудно судить, откуда появляется дезинформация. Я могу предположить, что толчком к этому стал мой ответ на вопрос после закрытого заседания Совета Безопасности, которое было 6 марта. Один из журналистов спросил меня, почему министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в Париже не встретился с министром иностранных дел Украины. Я ответил, что мы исходим из того, что нынешние власти Украины являются нелегитимными, поэтому воздерживаемся от контактов с ними. Может быть, журналист неправильно интерпретировал мои слова, но о дипломатических отношениях я вообще не рассуждал ни публично, ни на заседаниях Совета Безопасности, так что такого рода утка не имеет под собой никаких оснований.

- Более того, справедливости ради надо сказать, что в МИД Украины уже заявили, что эта утка, скорее всего, должна быть списана на ошибку переводчика. Сергей Лавров на вопрос, почему не встречались с украинским министром, ответил: "А это кто?" А вам как сейчас работается в кулуарах ООН? Позиция Москвы, ставящей под сомнение легитимность нынешних украинских властей, понятна, но если какие-то переговоры и консультации идут, то как вы их ведете с украинскими коллегами? Или вы их тоже не ведете?

- С украинскими коллегами мы не общаемся. Они к нам не обращаются. Они сами запрашивают заседание Совета Безопасности, не объясняя нам, зачем они это делают. Так что, к сожалению, у нас общения с украинскими коллегами нет. Но у нас нет запрета на такое общение. Политический уровень — это уровень министра иностранных дел. У нас никакого запрета или ограничения в отношении возможности общения с украинскими дипломатами нет. То же самое справедливо и в отношении Министерства иностранных дел на рабочем уровне — там совершенно спокойно продолжают общаться с украинскими коллегами.

- Есть сообщение, что Совбез назвал нелегитимным предстоящий референдум по Крыму. Разве такие слова действительно прозвучали?

- Это опять же нечистоплотная подача ситуации, потому говорить о точке зрения Совета Безопасности можно только тогда, когда Советом Безопасности принимаются какие-то документы, резолюции, есть официальные заявления председателя или полуофициальные заявления для прессы. Ничего подробного Советом Безопасности не принималось. К сожалению, некоторые мои коллеги по Совету Безопасности имеют привычку публично, причем даже на заседаниях говорить, что Совет Безопасности считает то или это, то есть пытаются выдать свою точку зрения за мнение Совета Безопасности. Я на одном из заседаний обратил их внимание на то, что это профессионально нечистоплотно, и попросил их этого больше не делать, но все же такие случаи иногда бывают. Возможно, это и дает толчок для тех или иных интерпретаций в прессе. Подчеркиваю еще раз, что никаких решений по украинским делам Совет Безопасности не принимал и такого рода решений в Совете Безопасности не готовится.

- Ваша коллега из Соединенных Штатов, постоянный представитель этой страны в Совете Безопасности, заявила, что Соединенные Штаты считают нелегитимным предстоящий референдум по Крыму и американцы — этого уже Обама сделал – ссылаются на то положение украинской Конституции, которое гласит, что любые вопросы о территориальных изменениях на Украине должны решаться общеукраинским референдумом. Как вы отвечаете на подобного рода заявления американцев, будь то президент Обама или ваш коллега в Совете Безопасности?

- Мы дискуссии по этому поводу не проводили в Совете Безопасности. Мы исходим из того, что определение нелегитимности или легитимности тех или иных действий на территории других государств – прерогатива каждого правительства. То есть российское правительство может определить свое отношение к тому легитимно или нелегитимно то или иное действие на территории Украины. Американцы, конечно же, вольны делать то же самое. Например, они признают легитимными новые украинские власти в Киеве, а мы — нет. Мы признаем легитимным референдум в Крыму, а они — нет, что не перестают повторять. Какого-то общего правила или решения международного органа о признании, скажем, правительства того или иного государства или референдума в том или ином государстве быть не может. Это выходило бы за правовые рамки, так что здесь у нас есть право определять свое отношение к происходящему в Крыму, в том числе к референдуму.

- Это очень ценное разъяснение, потому что многие в этих вопросах путаются. Есть такое мнение, что только две страны в мире сейчас обладают суверенитетом на предмет решения судеб мира – Российская Федерация и Соединенные Штаты, которые заняли противоположные позиции в нынешнем украинском кризисе, и пока компромисс не просматривается. Какова на этом фоне роль ООН, когда ключевые игроки не могут договориться между собой?

- ООН, в частности, Генеральный Секретарь ООН, конечно же, проявляет интерес к тому, чтобы сыграть определенную роль в попытке урегулировать кризис на Украине, именно поэтому он направил туда своего первого заместителя, других своих представителей. Но сейчас центр дипломатической активности — это все же наши контакты с Соединенными Штатами, те переговоры, которые наш министр Сергей Лавров имел с Джоном Керри сначала в Париже, потом в Риме. Как я понимаю, эти контакты будут продолжены.

- Все опять возвращается на российско-американскую ось. Мы были свидетелями этого в предыдущие месяцы на примере Сирии.

- Да. Пока все находится в руках нашего министра иностранных дел и Госсекретаря США, а также, разумеется, в руках высшего руководства двух наших стран.

- Конечно, вы обязаны говорить о том, что все находится в руках министров, но как постоянный представитель Совета Безопасности, намерены продолжать тему снайперов, которые работали в Киеве. Понятно, что эта тема обострилась особенно после появления расшифровки переговоров между еврокомиссаром Эштон и главой Министерства иностранных дел Эстонии. Европейцы уже сказали, что хотели бы продолжить это расследование. Собираетесь ли вы поднимать эту тему в Совете Безопасности?

- Я уже поднял ее на нашем заседании 6 марта и привлек внимание коллег к этому транскрипту, который оказался в Интернете. Я подчеркнул, что, как и предусмотрено в соглашении от 21 февраля, которое некоторые сейчас стараются забыть, необходимо провести соответствующее расследование всех событий, которые стали причиной силовой смены власти в Киеве, в особенности, разумеется, всех проявлений насилия. Я думаю, когда такое расследование проведут, мы узнаем очень много интересного не только в отношении того, что именно оппозиционные снайперы работали по своим целям, стреляли в представителей правопорядка, мы можем узнать много интересного в отношении того, как готовились те боевики, которые на протяжении многих недель — мы с вами это знаем, а вот в Америке — нет, поскольку там на телевидении картинка была совершено другой- провоцировали силовое развитие событий в Украине. Так что такое расследование необходимо, мы будем продолжать говорить об этом, в том числе и в Совете Безопасности ООН.

- По процедуре Совбеза на такое предложение может быть наложено вето? Или эта история может иметь продолжение?

- Конечно, нельзя исключать, что Совет Безопасности примет решение о проведении какого-то специального расследования, но, учитывая позицию наших западных коллег, думаю, было бы нереалистично ожидать этого. Например, Россия в свое время ставила в Совете Безопасности при поддержке наших сербских друзей вопрос о необходимости проведения расследования ООН ужасных историй по нелегальному изъятию человеческих органов. К сожалению, нам не удалось ни в какой форме провести это предложение, которое было блокировано западными членами Совбеза. Думаю, решение о расследовании вряд ли удастся принять, но возможность повлиять на состояние международных умов и повлиять тем самым на украинские власти, на всех, кто мог быть вовлечен в такое расследование, провести его под присмотром международного сообщества, чтобы оно действительно завершилось реальным результатом и нахождением реальных виновных в тех драматических событиях, которые мы наблюдали в Киеве, есть.

- Ось противостояния в Совете Безопасности, которую вы описали — Россия и западные державы — понятна, а есть ли России на кого опереться в Совбезе в нынешнем составе?

- В Совете Безопасности большинство членов не представляют страны Запада. Они держатся очень осторожно и не высказывают тех или иных категоричных суждений. Моральную поддержку нам, конечно же, оказывает делегация Китая.