Основы религиозных культур: главное – не знания, а воспитание

С нового учебного года школьники начнут изучать новый предмет – основы религиозной культуры. Готовы ли наши учителя его преподавать? Об этом в эфире "Утра России" рассказала и.о. директора структурного подразделения Академии повышения квалификации работников образования Ольга Проскуркина.

Российские школы снова готовятся к изменениям. С нового учебного года школьники начнут изучать новый предмет – основы религиозной культуры. Готовы ли наши учителя его преподавать? Об этом в эфире "Утра России" рассказала и.о. директора структурного подразделения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ольга Проскуркина.

У многих родителей возникают вопросы: не запутаются ли дети в ситуации, когда на уроке биологии им будут рассказывать о теории Дарвина, и следом за этим на новом уроке им расскажут о божественном начале. По мнению Ольги Проскуркиной, противоречия здесь не возникнет, потому что упор делается на изучении культуры. "О религии здесь пойдет речь в том плане, что культура у разных народов основана на религии. Этот вопрос просто нельзя обойти", – рассказала она.

Родители школьников должны будут выбрать один из шести модулей: основы православной (мусульманской, иудейской, буддийской) культуры, основы светской этики либо основы мировых религиозных культур. Получается, что в одном классе может появиться шесть групп детей, которые будут изучать разные дисциплины. Поэтому учитель должен быть готов к преподаванию любого из шести модулей.

"Подготовка учителей идет по всем шести модулям. И здесь самое главное – не теоретическая подготовка учителя к этому курсу, а его психологическая готовность, – отметила Проскуркина. – Потому что предмет это очень своеобразный. Основная задача этого предмета – не курс знаний, а курс воспитательный". Здесь даже не предусмотрены отметки, потому что невозможно оценить по пятибалльной шкале уровень воспитания ребенка.

"Здесь учитель должен с ребятами говорить на духовно-нравственные темы, он должен воспитывать уважение к человеку, уважение к культурам народов, населяющих нашу страну", – пояснила Проскуркина. Для этого учитель должен пройти 72 часа повышения квалификации.

Она добавила, что если даже один ребенок из всей школы захочет изучать, например, основы буддийской культуры, школа обязана предоставить ему такую возможность. Хотя и не исключено, что здесь возникнут и проблемы с расписанием, и руководство некоторых школ попытается склонить всех учеников к выборы какого-то одного модуля.