Изначально четвёртый позиционный район должен был располагаться в Польше и Чехии: в Чехии предполагалось разместить радары, а в Польше – противоракеты. Эта программа, однако, неоднократно откладывалась из-за проблем с финансированием, и окончательное утверждение получила лишь после пятидневной "Южноосетинской войны", когда президент Польши Лех Качиньский заявил, что если до этого у него и были определённые сомнения, то грузинская война расставила всё на свои места.
Впрочем, США не спешили с размещением. В 2009 году хозяином Белого дома стал Барак Обама, который уже в сентябре отказался от планов размещения в Польше и Чехии. Взамен он предложил так называемый поэтапный адаптивный подход, в рамках которого до 2018 года планируется переоснащение уже существующих противоракетных комплексов в Германии и Турции, а также разместить в Польше и Румынии противоракеты заатмосферного перехвата нового класса SM-3 Block 2B. Хотя испытания этих ракет должны были пройти в 2011 году, они до сих пор не начались из-за недостатка финансирования.
Тем не менее при Обаме был сделан значительный шаг к развёртыванию мобильной системы ПРО морского базирования. На данный момент у США имеется 22 корабля, оснащённых боевой информационно-управляющей системой "Иджлис", включающую в себя радар кругового обзора и ракеты с автоматизированной системой управления огнём, способные поражать цель на расстоянии до 300 километров. Большинство кораблей базируются на Средиземном и Северном морях, хотя нельзя исключить их периодический заход в моря, непосредственно прилегающие к границам России: Чёрное, Балтийское и Баренцево.
Масштабное секвестрование военных расходов вынудило Пентагон перенести планы развёртывания четвёртого района в Восточной Европе с 2018 на 2022 год. В связи с этим министерство обороны США приняло решение перебросить средства для размещения ракет в Польше на размещение радаров и ракет поближе к КНДР, которая недавно провела третьи по счёту ядерные испытания и активно готовится к войне с Южной Кореей. Ранее главным предлогом для размещения ПРО в Восточной Европе называлась защита от ядерной угрозы со стороны Ирана, поэтому Барак Обама поспешил заявить, что в ближайший год ядерного оружия у Ирана не появится. Официальный представитель Пентагона Джордж Литтл заявил, что "решения по системе противоракетной обороны, которые объявил министр Хейгел, никак не связаны с Россией".
Новость об отказе от четвёртого позиционного района появилась на фоне переговоров между замглавы МИД РФ Сергеем Рябковым и советником президента США по контролю над вооружениями Роуз Гётемюллер, которые проходят в Женеве в понедельник и вторник. Рябков уже заявил, что "не усматривает связи" между российскими возражениями по ПРО и перенацеливанием противоракет на Северную Корею. "Все аспекты стратегической неопределённости, связанные с созданием системы ПРО США, остаются, — заявил он в интервью перед встречей. — А значит, остаются и наши возражения". При этом он отметил, угрозу несёт не только размещение противоракет в Европе, но и увеличение количества перехватчиков в Аляске и в Калифорнии. Напомним, переговоры по ПРО зашли в тупик после того, как Вашингтон отказался дать Москве юридически обязывающие гарантии о ненаправленности системы ПРО против российских ядерных сил.