Мандат на войну: турецкой армии разрешили вторжение в Сирию


фото EPA


фото EPA

Парламент Турции в срочном порядке разрешил проведение военных операций за пределами страны. Накануне в одном из приграничных районов разорвался артиллерийский снаряд, выпущенный с территории Сирии. Погибли пять человек. В ответ Турция подвергла обстрелу сирийскую территорию.

Парламент Турции в срочном порядке разрешил проведение военных операций за пределами страны. Накануне в одном из приграничных районов разорвался артиллерийский снаряд, выпущенный с территории Сирии. Погибли пять человек. В ответ Турция подвергла обстрелу сирийскую территорию, убив нескольких военных из армии Асада. После получения Анкарой мандата на вторжение Дамаск принес официальные извинения. Кто хочет мира, а кто готовится к войне?

Вторгаться в Сирию теперь можно на "законных основаниях" — в два часа дня турецкий парламент разрешил армии проведение специальных операций за пределами страны. На площади перед зданием – протесты, полиция разгоняет газом тех, кто войны не хочет.

С таким мандатом, который получили военные — это может быть именно война. Разрешено задействовать авиацию, ВМС, сухопутные войска. Срок действия мандата — один год. Решение о применении силы — за правительством, которое уверяет, что мандат — не объявление войны Сирии.

"Мандат не для войны, он имеет сдерживающее значение. Турция – независимое государство с правом защищать безопасность своих людей и границ. Если в будущем нам придется воспользоваться полученным сегодня правом, мы это сделаем", — заявил вице-премьер правительства Турции Бешир Аталай.

Повод Турции дали в среду. На турецко-сирийской границе было давно напряженно. Со стороны Сирии залетали случайные снаряды, потоком шли беженцы. Но вечером 2 октября начался настоящий артобстрел. В Акчакале под завалами погибли пятеро — целая семья: мать, отец, трое детей. 13 человек ранены.

- Сначала мы услышали один удар, следом за ним второй. Какие разрушения, что же это такое, несколько человек погибли!

По данным турецкой разведки, миномет работал в 10 километрах от границы — на самом севере Сирии, в городе Телль-Абьяда. Ответ турок был мгновенным, точечным и продолжительным. Артобстрел Телль-Абьяды начался в ночь на четверг, сегодня утром продолжился. Радары показали цель, цель была поражена — доложили военные.

"Действия Сирии нарушают международное право. Турция — член НАТО. В определенных статьях устава организации говорится об обязательствах членов альянса в случае нападения на одного из них. Мы не ослеплены яростью. Но мы будем защищать жизни наших граждан", — обещает вице-премьер правительства Турции Бюлент Арынч.

Полумиллионная турецкая армия — в НАТО самая большая по численности после США. Но одну против Сирии альянс Турцию не оставит. Согласно пятой статье Устава, в случае угрозы одному из членов союзники оказывают помощь с применением военной силы.

На экстренно созванном ночном заседании в штаб-квартире НАТО пока придерживались статьи 4 — провели консультации и предупредили, что второго обстрела со стороны Сирии не допустят.

Россия, которая пока в меньшинстве, требует разобраться, действительно ли по территории Турции стреляли правительственные войска Асада, а не оппозиция, призывает Анкару и Дамаск к переговорам, а не к войне.

"Мы считаем принципиально важным уделить пристальное внимание тому, что конфликт в Сирии давно уже приобрел трансграничное измерение. Происходит перетекание конфликта и его подпитка извне", — посетовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Дамаск принес свои извинения, сообщил, что найдет тех, кто стрелял по Турции, но Анкара менять концепцию не собирается. Письмо с просьбой ответить на "агрессию" уже лежит в Совбезе ООН. По сообщениям из Сирии, на границе все еще стреляют, Турция усилила группировку в районе Акчакале, в городах появились военные патрули.

Обстрел турецких территорий – самый серьезный и самый убедительный повод для вторжения в Сирию за последние полтора года. Сегодня Турция официально разрешила себе в случае чего им воспользоваться. Мандат – это вовсе не объявление войны, несколько раз повторили в парламенте. Но все понимают – случай при желании могут очень быстро найти.