Суд над Бо Силаем – завершение невиданной для современного Китая кампании по развенчанию популярного партийного лидера. Во власти Силай представлял так называемых "красных принцев" – его отцом был известный политический деятель Бо Ибо, который входит в список "восьми могущественных советников", имевших значительную власть в 80-90-е годы. Первым ответственным постом для Силая стало назначение на пост мэра города Далянь в 1992 году, затем в 2000 году он стал главой правительства провинции Ляонин, а с 2004 по 2007 годы занимал посты министра коммерции КНР и партийного лидера города Чунцин.
Бо Силай рассматривался как один из главных претендентов на постоянное место в Политбюро ЦК КПК. Тем большим шоком для его соратников и для всего Китая стало его падение. Началось оно, правда, не с самого Силая, а с его жены Гу Кайлай – в марте 2012 года она была обвинена в убийстве британского бизнесмена Нейла Хейвуда, в теле которого был обнаружен цианид. Причиной убийства был назван "конфликт на почве экономических интересов". В ходе слушаний Кайлай признала свою вину и была приговорена к высшей мере наказания – расстрелу – с отсрочкой приговора на два года. Как правило, в китайской судебной системе такая формулировка означает замену смертной казни на пожизненное заключение.
Скандал не замедлил сказаться на политической карьере Бо Силая. В марте 2012 года он был отстранен от должности секретаря горкома Чунцина и выведен из состава Политбюро ЦК КПК. После этого политик был допрошен Центральной комиссией КПК по проверке дисциплины – по версии следствия, он пытался замять историю с убийством Хейвуда, используя свое служебное положение. Гу Кайлай признала свою вину 20 августа, уже в сентябре Бо Силай был исключен из Компартии, а в октябре – из состава Всекитайского собрания народных представителей. В результате он лишился иммунитета, гарантированного депутатам парламента.
Падение Бо Силая стало мощным ударом по группировке "красных принцев". Вполне возможно, что таким образом новый председатель КНР Си Цзиньпин решил продемонстрировать крутые перемены в отношении непотизма и борьбы с коррупцией. Сам председатель также принадлежит к "принцам" – его отцом был один из видных революционеров Си Чжуньсунь, поэтому сейчас ему жизненно важно продемонстрировать, что никакие родственные связи не могут спасти от уголовного преследования. При этом, однако, необходимо признать и то, что поступок, совершенный женой Бо Силая, не укладывается в обычный перечень обвинений, которые обычно предъявляют партийным деятелям, и абсолютно точно не сочетается со статусом перспективного политика.
25 июля Бо Силаю были предъявлены обвинения в коррупции и превышении должностных полномочий. Пока неясно, когда начнется суд. Вполне возможно, что рассмотрение дела могут отложить до осени, на которую намечены важные партийные мероприятия. Непонятно также и то, какой приговор могут вынести опальному чиновнику. Смертные приговоры за коррупцию в Китае выносят регулярно, однако ни разу со времен "культурной революции" к высшей мере не приговаривали партийных деятелей, занимавших столь высокие посты. Очевидно, что Си Цзиньпин прекрасно понимает: в лице Бо Силая он имеет дело с "красными принцами" и со всеми китайскими чиновниками, поэтому на его примере новый руководитель может продемонстрировать, насколько серьезно он настроен в борьбе с коррупцией, которую сам небезосновательно много раз называл главным бичом китайской Компартии.
















































































