Введение прямых губернаторских выборов Конституционный суд России и наличие на них "муниципальных фильтров" признал не противоречащими основному закону страны. Судьи рассмотрели этот вопрос по запросу думских депутатов от КПРФ и "Справедливой России" от 13 ноября 2012 года.
Судья-докладчик Николай Бондарь напомнил, что за новый период российской государственности было апробировано четыре модели замещения должности главы российских субъектов: назначение, прямые выборы, наделение полномочиями путем голосования заксобраниями на основе рекомендации президента и возвращение к прямым выборам с использованием новых институтов ("муниципальный фильтр", консультации с главой государства). ИТАР-ТАСС сообщает, что Конституционный суд признал, что федеральный законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса участников, не имеющих достаточной поддержки избирателей, в том числе и так называемого "муниципального фильтра".
Требование получения поддержки муниципальных депутатов и глав местного самоуправления не может рассматриваться как возложение на местное самоуправление государственных полномочий и нарушение требований статьи 12 Конституции, отметили конституционные судья.
В постановлении Конституционного суда специально оговаривается, что "муниципальный фильтр" "необходимо соотносить с уровнем зрелости регионов с точки зрения их партийно-политического развития". Судьи подчеркнули, что сбор подписей одним кандидатом не должен использоваться для создания искусственных препятствий для других кандидатов. В частности, Бондарь пояснил, что количество собранных одним кандидатом подписей не должно превышать 5 процентов от установленного региональным законодателем порога.
Конституционный суд России подсчитал также, что проведение российским президентом консультаций с политическими партиями и кандидатами на должность губернатора не является обязательным элементом механизма выдвижения и регистрации кандидата на соответствующую должность. Данная процедура, по мнению членов Конституционного суда, имеет именно консультативный характер и не нарушает принципы правового государства, демократии и разделения властей.
По мнению судьи Николая Бондаря, несмотря на то, что оспариваемые законоположения признаны конституционными, у регионального и федерального законодателя "есть поле для совершенствования правового регулирования".
Полномочный представитель Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин обратил внимание, что "в постановлении КС нет прямого предписания что-либо поменять в законе, и поэтому мы сейчас не связаны обязательством менять конкретные нормы".
"У нас нет обязанности вносить поправки в законодательство, но есть такая возможность, так как нет предела совершенству, — заметил парламентарий. — КС по сути дела подтвердил конституционность порядка, который был установлен весной этого года и который был впервые применен в октябре этого года".
Закон о прямых выборах губернаторов вступил в силу 1 июля 2012 года. По этому закону главы российских регионов избираются гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Предусмотрено, что кандидаты на пост губернаторов выдвигаются политическими партиями, но также могут быть и самовыдвиженцами.
Партии не обязаны выдвигать только своих членов, они могут выбрать и беспартийного. Президент страны может изъявить желание проконсультироваться с партией, выдвинувшей кандидата, или с самовыдвиженцем. Такую процедуру в ходе работы над текстом проекта стали называть "президентским фильтром".
Есть и второй барьер — "муниципальный фильтр". Желающих стать кандидатами в губернаторы должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов муниципальных собраний, точная цифра прописывается в законе каждого региона.
При обсуждении законопроекта в Госдуме КПРФ и "Справедливая Россия" голосовали против, прежде всего из-за несогласия с системой фильтров.
























































































