Дмитрий Медведев в пятницу вручит государственные награды ветеранам Великой Отечественной войны и участникам боевых действий в горячих точках. Среди приглашенных в Кремль – старший сержант медицинской службы Лидия Бушуева. На фронт она ушла со студенческой скамьи, прошла всю войну. А Ильяс Дауди звание Героя России получил спустя 23 года после того, как под обстрелом вытаскивал своих товарищей с высоты в афганской провинции Герат.
Этот плов – правильный, с хорошей бараниной и рассыпчатым рисом. Но тот, который был 23 года назад в Афганистане, когда вместо мяса – солдатская тушенка, был не менее вкусным. Татарским кушаньем заместитель командира взвода Ильяс Дауди кормил и своих солдат, и декханинов, ведь крестьяне, умирающие с голоду, это не враги. Это сейчас Дауди известный ресторатор, но и тогда, на войне, он никогда не отказывал себе в удовольствии вкусно поесть.
"Из черного хлеба и сгущенки умудрялись готовить шикарные торты, на саперной лопатке пекли оладушки, взяв солдатскую тушенку и соблюдя все пропорции, мешали с черным хлебом и делали котлеты", – делится военными рецептами Ильяс Дауди.
Рис и муку выменивали у снабженцев на трофеи, достававшиеся в многочисленных операциях. Этими хулиганствами, шутит Ильяс, он, видимо, и запомнился командиру. 20 лет генерал-полковник Александр Скородумов выбивал своему бывшему подчиненному награду, но, конечно, не за неуставное поведение, а за те пять суток, которые брали высоту в провинции Герат. Без воды, под палящим солнцем, непрекращающимся обстрелом моджахедов и с множеством раненных.
"Я взял щуп, медикаменты, рискуя подорваться, но не думая об этом, заползал на эту площадку и перевязывал ребят, раненых надо было эвакуировать", – вспоминает Ильяс Дауди.
Тогда Ильяс все-таки подорвался, пытаясь добраться до боеприпасов и воды, сброшенной с вертолета. Из Афганистана Дауди вернулся, что называется, не по парадному коридору. Один госпиталь сменял другой, протезирование, долгий курс реабилитации. Старший сержант до сих пор благодарен тем врачам и медсестрам, что не дали сломаться, сразу готовили, что в мирной жизни с тяжелым увечьем будет не просто.
Так же, за 40 лет до войны в Афганистане, юная медсестра Лида Бушуева, спасала и поддерживала тех, кто попадал к ней в полевой госпиталь.
"Ад был не на фронте, ад был в госпиталях, когда круглосуточно идет поток раненых, и мы оперировали по 3-4 суток без сна. Единственное желание было выспаться", – рассказывает Лидия Бушуева, старший сержант медслужбы 3-го Белорусского фронта.
Она перелистывает пожелтевшие страницы, но войну и так помнит в деталях – кого, когда и где спасала. Говорит, что литрами крови, которую она перелила раненным солдатам, можно залить всю планету.
О начале войны Лидия Бушуева узнала в день сдачи экзамена по марксизму и ленинизму. О сессии пришлось забыть. Всех комсомольцев из института отправили копать противотанковые рвы под Смоленском.
"Если рассказать, что там творилось! С бреющих полетов нас расстреливали, немцы даже бросали листовки: "Дамочки, не ройте ваши ямки, пройдут наши танки, зароют ваши ямки", – говорит Лидия Бушуева.
Еще две медали на грудь – за боевые заслуги и за взятие Кенигсберга – Лидия Бушуева получит спустя 65 лет после победы. А Ильяса Дауди Звезда Героя нашла через 23 года после того боя на афганской высоте. Их подвиги остались далеко в прошлом, но все равно лучше позже, чем никогда.





















































































