Тема:

Дело Тимошенко 10 лет назад

Посадить нельзя выпустить. Реплика Александра Привалова

Посадить нельзя выпустить. Реплика Александра Привалова
На 11 октября назначено важнейшее для Украины событие: в Печерском суде Киева должно начаться оглашение приговора по делу бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко. Она обвиняется в превышении своих полномочий во время подписания газового контракта с Россией.

На 11 октября назначено важнейшее для Украины событие: в Печерском суде Киева должно начаться оглашение приговора по делу бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко. Она обвиняется в превышении своих полномочий во время подписания газового контракта с Россией.

Это превышение, по версии прокурора, причинило Украине убытков более чем на 200 миллионов долларов, а Тимошенко может обернуться семью годами тюрьмы. А может и не обернуться – никто пока не знает, что окажется в приговоре.

Я надеюсь, никто не усомнится в моем уважении к независимости Печерского суда и лично судьи Родиона Киреева, если честно скажу, что очень не завидую президенту Украины Виктору Януковичу: что бы ни прозвучало в приговоре, именно ему не избежать серьезнейшего урона. И не в том беда, что само дело, похоже, дутое. В политике ведь, как в футболе: хорошо ли, плохо ли играла команда, назавтра забудется, а счёт матча останется. Хорошо ли прокуратура обосновала обвинения против Тимошенко, назавтра не будет интересовать уже и саму Тимошенко, но приговор останется. Он может оказаться в пользу и не в пользу Тимошенко, но во благо Януковичу он не будет ни в каком случае.

Оправдательный приговор для него категорически неприемлем. Не в том дело, что Янукович боится политической конкуренции со стороны подсудимой. Их борьба на обозримое время и так закончена. За то время, что Янукович у власти, а особенно за то время, что Тимошенко под судом, её основным спонсорам уже доходчиво разъяснено, как сильно они были неправы. Многие из них уже аккуратно спонсируют кого надо, и даже полное оправдание экс-премьера едва ли заставило бы этих серьезных людей вновь передумать; тут нужны более капитальные мотивы. Но это не значит, что ставки Януковича в суде малы. Президенту остро необходимо не столько добивание Тимошенко, сколько публичное установление того факта, что нарастающий экономический кризис не его вина, а следствие её преступных деяний. В качестве бонуса к обвинительному приговору Янукович получает очень слабенький, но хоть какой-то рычаг давления на Москву в газовой проблеме. Главное же для него - не в чаемых плюсах, а в неприемлемости минуса: оправдание Тимошенко стало бы громоподобным поражением действующей власти. Президент не просто сказал, а долго и громко говорил – и президент не сделал? Такого украинский "политикум" не простит. Увидит в этом явный признак слабости – и кинется добивать. Так что оправдывать экс-премьера президенту нельзя.

Но и обвинительный приговор не больно-то для Януковича хорош. Европейцы, конечно, пробормотают по традиции непременную оговорку о том, что-де не мешаются в дела независимого суда, но говорят Киеву совершенно уже открытым текстом: если экс-премьер Тимошенко будет осуждена по уголовному обвинению, Украину не то чтобы совсем не пустят в Евросоюз, но отодвинут от заветной двери на несколько лет.

Оно бы и наплевать: мало уже на свете сколько-нибудь разумных людей, кто не понимал бы, что никаких перспектив евроинтеграции перед Украиной и так уже нет. Что какие-нибудь благозвучные бумажки ЕС, может быть, с Киевом и подпишет, но наряду с Грецией вешать себе на шею гораздо более крупного "без пяти минут банкрота" Евросоюз заведомо не собирается. Но тут есть разница: одно дело это понимать, как все понимают – молча. А другое дело сказать это вслух. Янукович обвинительным приговором практически сказал бы это вслух: мол, что вы нас без конца пугаете недопущением в Европу? Нам не страшно – все равно ведь не пускаете и не пустите. Для политика, у которого главным, если не единственным элементом публичной стратегии был и остается "европейский выбор Украины", знаменитый "европейский шлях", такое заявление было бы вполне равнозначно политическому самоубийству.

И ведь что обидно: что Украину не берут в ЕС, понимают, надо думать, все украинские политики. И что их общая стратагема "европейского шляху" совершенно обессмыслилась, тоже, видимо, так или иначе понимают все. Но когда – точнее, если – прозвучит обвинительный приговор Юлии Тимошенко, в этом очевидном обессмысливании будет, наконец, найден виноватый. Янукович. Это из-за Януковича европейский выбор Украины не реализован. Это он помешал. И можно будет опять не заниматься поисками какой бы то ни было другой стратагемы: время и силы гораздо приятнее тратить на поношения так кстати объявившегося виновника.

Так что ни капельки не удивлюсь, если окажется, что чтение приговора в Печерском суде Киева начнется не во вторник, а попозже. Отодвинут. Это ведь так по-человечески понятно: когда сам себя загнал в тупик, когда ни от одного из оставшихся вариантов не предвидишь ни малейшей радости – отчего же хотя бы не помедлить?