Тема:

Боевые действия в Ливии 8 месяцев назад

ПНС лишили поддержки НАТО

Совет Безопасности ООН лишил Североатлантический альянс мандата на ведение военной операции в Ливии. С начала будущей недели небо над страной будет свободно для полетов, и в случае, если новые власти Ливии столкнутся с очагами сопротивления, они не смогут претендовать на поддержку с воздуха.

Совет Безопасности ООН лишил Североатлантический альянс мандата на ведение военной операции в Ливии. За основу решения были взяты российское и британское предложения. С начала будущей недели небо над страной будет свободно для полетов, и в случае, если новые власти Ливии столкнутся с очагами сопротивления, они не смогут претендовать на поддержку с воздуха.

15 стран-членов Совета Безопасности ООН принимают решение единогласно. Новая резолюция отменяет положение о закрытии воздушного пространства над Ливией и лишает НАТО мандата на продолжение военной операции. Снят и ряд экономических санкций. Фактически, Ливии возвращают полный суверенитет.

"Мы считаем, что принятие этой резолюции означает, в определенном смысле, подведение черты под самой драматической и трагической частью ливийской эпопеи. Надеемся на то, что ливийский народ сумеет воспользоваться предоставленной ему возможностью в результате свержения режима Каддафи для того, чтобы действительно построить новую демократическую Ливию", – заявил Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.

Но в НАТО черту под операцией еще не подвели. Как ожидается, Совет Североатлантического альянса примет решение об этом в пятницу, и 31 октября операция "Объединенный защитник" будет завершена, как считают в НАТО, с успехом. Накануне Генеральный секретарь Альянса Андерс Фог Расмуссен заявил : "Эта операция увенчалась большим успехом, мы действовали полностью в соответствии с мандатом ООН. Военные действия с нашей стороны проведены без жертв среди гражданского населения. Теперь будущее Ливии определяет ее народ, и мы надеемся, что новые власти будут действовать по закону и что все, что нужно расследовать, будет расследовано".

Расследовать будут, в частности, обстоятельства гибели бывшего ливийского лидера Муамара Каддафи. После смерти полковника многие в Ливии и за ее пределами говорили о том, что его следовало предать правосудию. Теперь в Переходном национальном совете (ПНС) подчеркивают, что ближайших соратников Каддафи будут судить по закону, если их найдут. Официальный представитель ПНС Абдель Хафиз Гуга заявил: "Если нам удастся обнаружить сына Каддафи Сейфа аль-Ислама или Абдаллу Сенусси, руководителя его разведки, с ними будут обращаться по ливийским законам. Если же они в Нигере или другой стране, их должны передать Международному уголовному суду. Мы со своей стороны заявляем, что будем расследовать любое нарушение прав человека, и все виновные в таких нарушениях будут наказаны".

Теперь для Ливии главное – послевоенное восстановление страны. Россия готова помочь ливийцам. Как заявили в российском МИД, средства пойдут, в частности, на закупку продовольствия: "Наша страна окажет гуманитарную помощь Ливии по линии международных организаций суммарной стоимостью 7 миллионов долларов США. Из этого объема 2 миллиона долларов в качестве единовременного целевого взноса в фонд Всемирной продовольственной программы ООН для оказания продовольственной помощи, 2 миллиона долларов качестве единовременного целевого взноса в фонд Всемирной организации здравоохранения для содействия медицинскому обеспечению. населения, 1 миллион долларов в качестве целевого взноса в бюджет детского фонда ООН. И, наконец, 2 миллиона долларов качестве целевого взноса в фонд Международной организации гражданской обороны".

В самой Ливии люди постепенно возвращаются к нормальной жизни. В Триполи впервые за полгода открылись школы, на все крупнейшие города страны транслируется первая англоязычная передача с красноречивым названием "Свободное ток-шоу". По замыслу создателей, аудитория программы – ливийцы, которые интересуются тем, что происходит как на их родине, так и в других странах. Первый эфир проходит без четкой темы. Ведущие говорят , что у ливийцев слишком много всего накопилось, и сначала надо просто дать им высказаться.