Побег в деревню

Юховский священник однажды подарил новоселам курицу
Юховский священник однажды подарил новоселам курицу
Москвичи-молодожены Борис и Яна Кулагины переехали в деревню Юхово Тверской области три года назад. Им надоело проводить жизнь в пробках и офисах. Купили живность, книг, установили Интернет и занялись сельским хозяйством.

На кухне сделан евроремонт, бегает ручной вьетнамский поросенок. В гостиной стоит камин и спутниковый Интернет. От Москвы до этой избушки 340 километров. Москвичи-молодожены Борис и Яна Кулагины переехали в деревню Юхово Тверской области три года назад. Говорят, надоело проводить жизнь в пробках и офисах.

Ему чуть больше тридцати, ей – чуть меньше. Сельским хозяйством бывший владелец автосервиса и профессиональная наездница занялись случайно. Юховский священник однажды подарил новоселам курицу. О том, с чем ее едят, Кулагины знали, а как ухаживать за птицей, поняли только из Интернета и книг.

"Сидели вдвоем читали друг другу книжки. Отмечали, что нужно. В принципе, ничего сложного в этом во всем нет", – рассказывают супруги.

За курицей появились индюшата и "Пособие начинающего птицевода". "Просто нравилось индюшиное мясо, увидели объявление. Я догадалась, что индюшата потом вырастут в индюков. И мы взяли пять штук. В первый же день вместе с этими индюками купили книгу", – говорит Яна Кулагина. Правда, на поверку индюки оказались индюшками…

В отличие от москвичей Кулагиных, Михаил Белицкий всю жизнь рос в деревне. Но сельским хозяйством занялся лишь четыре года назад. Вернулся в родную Александровку из армии, и родители на радостях подарили ему корову, которую поселили в старом сарае. Потом купили вторую буренку, третью, четвертую. И вместе с отцом построили деревянный коровник побольше. Когда в 2009 году заговорили о государственном проекте молочных ферм, у Михаила было уже 25 коров. Сельчанин одним из первых на Тамбовщине подал заявку на участие в программе Минсельхоза.

Рабочие уже монтируют оборудование на новой мини-ферме Белицких. Молодому главе семейства давно не терпится перевести своих буренок в коровник европейского стандарта. Говорит, что его скотину там ждет совсем другая жизнь.

"Там автоматические поилки будут стоять. Ну, как на унитазе клапан стоит. Коровы отпивают, а вода поступает в поилки", – объясняет крестьянин.

Доярка Ольга поддерживает мужа. Идея с автоматическими поилками ей особенно по душе. "Он пришел, сказал, что будем ферму строить, я против ничего не сказала, самой интересно. То они в сарае стоят, а будет ферма новая. Им там будет хорошо", – говорит Ольга Белицкая.

… Новому поколению кулагинских гусей повезло больше, чем предыдущему. Сейчас москвичка Яна знает, что самка гуся – это не утка, и что белые и серые породы вместе не живут. Да и о качестве мяса девушка научилась говорить почти как знаток: "Тушки очень хорошие. Вообще супер".

Водить к себе экскурсии молодая пара больше не стесняется. Всех гостей – первым делом в сарай!

"Изначально здесь стояла только одна лошадка, коза и три курицы. А потом захотелось расширяться, и мы стали делать еще помещения для других животных", – продолжает Кулагина.

Лошади, куры, индюки, индоутки, кролики, перепела, коза, свиньи… Секрет хорошей тушки по-кулагински – это кормежка своими руками. Вся живность – натуральный продукт зернового кормления.

"Просто залитое водой зерно, отруби и всякие полезные смеси для поросят, – показывает ведро Борис Кулагин. – Но никакого ГМО, никакой химии и никаких стимуляторов здесь нет. Не надо варить, не надо ничего делать. И себестоимость этого корма значительно ниже, чем себестоимость картошки".

…У Белицких распорядок дня расписан по часам. В 5 утра подъем, в 5:30 дойка, с 7 до 10 отправляют на рынок молоко, убираются, кормят животных. В обед снова дойка. Вечером убираются, кормят и доят.

Отец Михаила до пенсии преподавал в школе физкультуру. Теперь вместо гирь поднимает по утрам ведра с водой и вязанки с сеном: "В деревне совмещаем полезное с приятным. Если не будем работать, значит, не будем более-менее благополучно жить".

Мать Михаила – учительница английского. Она взяла на себя вопросы сбыта. "Я утром просыпаюсь в шесть часов, выхожу на дорогу, тут уже машина с молоком стоит. Я еду или в Знаменку на рынок, или на военную площадку молоко продаю. Приезжаю в десять, переодеваюсь, иду в школу", – говорит Лидия Белицкая.

…А в это время Кулагины только-только позавтракали. Единственное, с чем никак не хотят мириться москвичи – это вставать ни свет ни заря. Из столицы они привезли специальный будильник. Он-то и решает, когда у животных подъем, а когда отбой.

"Во сколько начинается световой день, зависит от того, во сколько включается таймер. Вставать в пять утра и идти кормить нет никакого смысла. Мы встаем, когда просыпаемся – в 8-9 утра. В 8 утра загорается свет и в 17 часов выключается", – рассказывает Борис Кулагин.

Весь остальной труд строго по расписанию, к которому привыкли люди и звери. "Мы приходим утром растопить печь, накормить лошадей и так далее. Идет утро, обед и ужин. И всё", – говорит бывший владелец автосервиса.

Яна тем временем завершает обход. Индюков называет звездами и мачо, молодых петушков – "суповым набором". Несушки приготовили сюрприз, за ним она не прочь и в клетку забраться.

"Молодцы, постарались сегодня девчонки, смотри-ка! – собирает яйца бывшая московская наездница. – Свежие, тепленькие. Вот мы их сюда складываем. А дальше за перегородкой у нас подрастает новое поголовье – куры-молодки. Им четыре с чем-то месяца, они должны уже занестись".

На мясо этого поголовья в Москве уже есть свои заказчики. Покупателей Борис и Яна обычно находят либо по Интернету, либо через знакомых. Но зарабатывать на этом не получается. Поэтому пока основной доход – это деньги, вырученные с аренды московской квартиры. Мосты в столицу на всякий случай не сжигают…

…Рабочий день Белицких позади. Любимая тема за ужином – как бы не обжечься на молоке. Доход с его продажи составляет тридцать тысяч рублей в месяц. А строительство новой мини-фермы обошлось в пять миллионов рублей! Часть расходов покрыли государственные субсидии.

"У многих почему-то сложилось впечатление, что это все бесплатно. Тогда стали завидовать: вот Мишке повезло, ферму им бесплатно построили", – рассказывает Лидия Белицкая.

Однако из собственного кармана Михаилу надо еще отдать два миллиона рублей в течение восьми лет. Ждет не дождется, когда же в районе появится свой завод, куда молоко можно будет сдавать оптом.

…Кулагиных в Юхово долго считали чужими и временными. "В деревне вообще не любят новых людей", – объясняет сосед Владимир Развалов. "Володя, ну что ты говоришь? Сейчас и покажут, не говори ничего", – набрасывается на него супруга. "Ну и что я плохого сказал? Как есть", – отвечает он.

"Просто они думали, что мы сбежим отсюда. Что поживем-поживем, нас чуть мороз пришпарит, и мы сдуемся. А потом удивились, когда мы начали строить. Они, конечно, были в шоке, потому что уже поняли, что если мы строим что-то, то уже, может, и не уедем", – говорит Яна Кулагина.

Впрочем, из Юхова и так уже почти все уехали. Из 17 жилых домов осталось лишь десять.

"И так людей нет. Слава богу, хоть кто-то появляется. А тут народ вымирает. Одни пенсионеры остались. Каждому живому человеку рады", – заявляет Владимир Развалов.

С животными у Кулагиных пока складывается лучше, чем с соседями. Из любимых забав – конь Гранд и кобыла Жар-птица.

"Все время один и тот же вопрос: зачем вы приехали в деревню? Что тут хорошего? Вроде бы все отсюда бегут. Вы чего сюда приехали из города? У вас же там такие условия, все хорошо, батареи, вода и вообще. Зачем вам это говно нужно? И мы не можем убедить людей. Пока не побываешь в их шкуре, никогда не поймешь. И, наверное, никогда не оценишь такой жизни", – рассказывает Яна Кулагина.

…К Белицким любопытные ездят постоянно: то бригадиры, то крестьяне с ближайших деревень, то местные чиновники с проверками. Но шофер Иван Савко до новой фермы своего соседа пассажиров все равно не довозит. Высаживает их у дома его родителей. Говорит, что дальше он проехать не в силах, застрянет. Предлагает ехать либо на тракторе в объезд, либо пешком через камыши. А напоследок признается, что и сам мечтал бы заняться фермерством: "Скотина – она же живая. Ее надо каждый день кормить, убирать, поить". Говорит, будут на это силы – бросит баранку и тоже попробует.