Митинг "За честные выборы": организованно и в рамках закона


фото: Алексей Бабич


фото: Алексей Бабич


фото: Алексей Бабич


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


Ридус


фото: Алексей Бабич


Ридус

Вновь митинг, точнее, митинги. Самый многолюдный – на проспекте Академика Сахарова в Москве. Провести его договорились те, кто выходил на Болотную. Но на эту акцию пришли не только они, но и новые участники. Совершенно точно всех объединил протест против официальных результатов думских выборов.

Вновь митинг, точнее – митинги. Самый многолюдный – на проспекте Академика Сахарова в Москве. Провести его договорились те, кто выходил на Болотную. Но на эту акцию пришли не только они, но и новые участники. Совершенно точно всех объединил протест против официальных результатов думских выборов. Но еще это был первый митинг в современной истории России, носивший отчетливо антипутинский характер. Но правда и то, что ни одно имя из возможных кандидатов в лидеры оппозиции не было однозначно принято всеми митингующими.

Проспект Сахарова был перекрыт еще накануне, когда тут начали монтировать сцену и звуковое оборудование. Утром в день митинга полицейские его оградили и установили металлоискатели. Внутрь запустили лишь передвижные передающие станции телеканалов. По заявке организаторов, на митинг "За честные выборы" должны были прийти 50 тысяч человек.

Проспект Сахарова столичные власти для проведения митинга выделили неслучайно. Разумеется, не из-за названия – просто эта магистраль широкая и длинная и может вместить даже не 30 и не 50 тысяч, а гораздо больше. Первые участники стали приходить на митинг примерно к часу дня.

Открыл митинг писатель и переводчик Борис Акунин, который призвал к созданию коалиции "За честные выборы". Музыкальный критик и телеведущий Артемий Троицкий собравшихся на проспекте удивил даже не столько содержанием выступления, сколько своим нарядом. "Привет, друзья! Сегодня я нарядился презервативом", – заявил Троицкий.

Музыкант Юрий Шевчук на митинг не приехал – у него идет тур по России – но он, как и Леонид Парфенов, прислал видеообращение.

"Россия исчерпала лимит на революцию. Не дай Бог. Но и лимит на застой исчерпан. Действительно тогда отстанем навсегда", – обратился Парфенов к собравшимся.

Люди на этот митинг, как и на прошлый, что проходил на Болотной площади, собрались очень разные: студенты и бизнесмены, известные актеры. Больше всего, конечно, было людей беспартийных, пришедших по зову сердца.

"Я хочу, чтобы в стране исполнялся закон", – сказал один из митингующих. По словам другого, "власть – это народ". "Очень хочу, чтобы в России была возможность развиваться, чтобы были новые лидеры", – говорили собравшиеся.

Были на митинге и люди партийные. Флаги коммунистов соседствовали с флагами неонацистов, флаги анархистов – с флагами "Яблока". И обращались выступавшие со сцены к участникам по-разному.

Проспект Сахарова вместил представителей совершенно разных социальных групп и с таким разным социальным статусом, что представить трудно. Собравшиеся на митинг могли услышать как выступление лидера "Левого фронта" Сергея Удальцова, так и выступление телеведущей и светской львицы Ксении Собчак.

Выступление Собчак многим не понравилось, причем отдельным слушателям – очень сильно. Свистом встретили и выступления неонацистов, хотя, конечно, присутствие на одной сцене едва ли ни плечом к плечу правозащитников, членов демократических партий и, например, Дмитрия Демушкина, лидера партии "Русские" выглядело странно. Плакаты на митинг "За честные выборы" тоже принесли разные и не все выборные.

Приняли участие в митинге и сразу два бывших министра финансов России – Михаил Касьянов и Алексей Кудрин.

"Чурова надо отправить в отставку. На этом месте должен быть человек, которому доверяют, – уверен Кудрин. Много звучит лозунгов – мало дела. Предлагаю избрать группу людей, которые смогут сформулировать требования по политической реформе. Нельзя только говорить – нужно начать делать".

"Наши требования, сформулированные на Болотной, стали приговором нынешней власти", – подчеркнул, в свою очередь, Михаил Касьянов.

Вероятный участник президентской гонки Михаил Прохоров со сцены выступать не стал, а ходил вместе с соратниками перед ней. Объяснил, что, во-первых, не звали, во-вторых, он предпочитает быть с народом.

"Никакого другого выбора, кроме как сделать Россию свободным гражданским обществом, у нас нет. Другого пути для моей страны не желаю". Поэтому я здесь, – сказал Прохоров.

Организаторы митинга подготовили проект резолюции с требованием проведения новых парламентских выборов, отставки председателя ЦИК Владимира Чурова и расследования всех фактов нарушений на выборах.

"Мы подали тысячи исков в суды, в прокуратуру. Мы будем защищать каждый ваш голос. Мы обещаем сделать все", – обратился к митингующим лидер "Яблока" Григорий Явлинский.

Участники митинга также потребовали регистрации оппозиционных партий и либерализации законодательства о партиях и выборах не позднее февраля следующего года.

Участники митинга отметили весьма корректную или, как сказали некоторые правозащитники, идеальную работу столичной полиции. Усиленных кордонов, или омоновцев в шлемах не было видно. Полиция стояла где-то в переулках, но при этом порядок на митинге был образцовый. Организаторы сами призывали участников: если вы увидите провокаторов и хулиганов, зовите полицейских.

По словам уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, все проходило спокойно: "Все было хорошо. Такая огромная толпа стоит смирно, не позволяет себе невежливого поведения. Я говорил с руководителями милиции, которые наблюдают за безопасностью, и с организаторами. – никаких замечаний пока нет".

Митинг был разрешен до 18 часов, поэтому уже примерно с пяти часов вечера люди начали аккуратно расходиться. Полиция, а офицеры считали проходивших через рамки, оценила количество участников в 29 тысяч, что больше, чем собиралось на Болотной площади, а сами организаторы называли цифру много больше.

Конечно, не в цифрах дело. А вот проведение митинга протеста организованно и в рамках закона, причем уже второй раз, – вещь куда более красноречивая, чем любая статистика.