В Москве разоблачили нечистых на руку банкиров. Их подозревают в казалось бы обычных для этого рода деятельности махинациях – незаконном обналичивании и отмывании денег. Необычными оказались суммы, которые проходят в деле.
Сотрудника коммерческого банка берут с поличным во время передачи денег, в процессе так называемой обналички. Подозреваемый Дмитрий Ефремов – один из группы банкиров, занимавшихся незаконной легализацией и обналичиванием денежных средств. Всего в деле фигурирует три банка – "Империя", банк "Басманный" и "Темпбанк".
"По делу проведено 14 обысков, в том числе в банках, через которые производились расчёты. Изъяты финансовые документы, более 120 печатей фирм-"однодневок", электронные ключи управления счетами системы "Банк-клиент". Арестованы счета семи коммерческих организаций, на которых находится свыше 21 миллиона рублей", – рассказывает об успешно проведённой операции сотрудник пресс-службы Департамента экономической безопасности МВД России Наталья Семёнова.
По данным оперативников, ежемесячно через счета подставных фирм проходило более 2 миллиардов рублей. Чтобы поймать сообщников, в группу внедрили сотрудника МВД под видом заинтересованного в обналичивании клиента. Вот он торгуется с Ефремовым за проценты, по-другому – за комиссионные.
"Ефремов, который на тот момент являлся советником председателя правления "Темпбанка", обговаривал с сотрудником проценты по обналичиванию, объёмы, которые необходимо прогонять в определённое время, и другие условия", – поясняет начальник отдела ДЭБ МВД России Олег Борисов.
На официальном сайте "Темпбанка" появился комментарий от лица председателя правления, в котором сказано: "...фигурирующие в СМИ лица никогда в ОАО "Темпбанк" не работали и никакого отношения к банку не имеют". Здесь речь идёт о Дмитрии Ефремове, который по данным следствия, действительно, раньше был советником председателя правления этого банка, а на момент изъятия документов уже не являлся таковым. Он работал в другом московском банке.
А именно – в банке "Империя", где также были изъяты вещественные доказательства в дополнительном офисе на Яузской набережной, дом 11. Хотя этот факт банкиры опровергают.
"Информация об изъятии ключей, печатей и штампов не соответствует действительности, и этому есть доказательства – протоколы обыска", – говорит пресс-секретарь банка "Империя" Мария Афанасьева.
О другом фигуранте дела – Маргарите Савченко – здесь говорят, да, работала стажёром меньше месяца и уволилась. Кстати, главного обвиняемого по делу – Ефремова – взяли с поличным в машине как раз напротив входа в банк "Империя", на той же Яузской набережной. В традиционных схемах отмывания денег, по мнению юристов, проще простого вычислить цепочку посредников и других участников незаконной деятельности.
"Фирмы-"однодневки" используют много клиентов. Если вскрыли одну фирму, то за ней тянется целая сеть – одна фирма, другая, здесь не надо глубоко рыть", – уверен юрист Игорь Цзян-Нын-Цай.
Чаще всего обналичиванием пользуются фирмы, чтобы платить чёрным налом зарплату или взятки, а ещё, чтобы уходить от налогообложения.
"Есть определённая прибыльность по отрасли. Если через фирму проходит ежемесячно миллиард рублей, а расходов 999 миллионов рублей и миллион прибыли, ясно, что здесь не всё чисто", – называет один из подозрительных критериев для правоохранительных органов юрист Игорь Цзян-Нын-Цай.
Несмотря на весь риск лишиться денег или заработать уголовное дело, обналичка пользуется спросом. По неофициальным данным, в одной только Москве оперативники сейчас отрабатывают сразу несколько сотен каналов. Каких именно, пока что тайна следствия.