Тарик Азиз будет казнен как слишком опасный свидетель

В Ираке будет казнён один из ближайших соратников Саддама Хусейна – бывший глава иракского МИД Тарик Азиз. Тарик Азиз приговорён к смертной казни за преследование шиитских партий и убийства мирных граждан. В том, что Азиз будет повешен, как и сам Саддам, никто не сомневается.

В Ираке будет казнён один из ближайших соратников Саддама Хусейна – бывший глава иракского МИД Тарик Азиз. Сегодня ему вынесен смертный приговор. Как говорится в официальной формулировке суда: Тарик Азиз приговорён к смертной казни за преследование шиитских партий и убийства мирных граждан. Приговор ещё должен одобрить президентский совет Ирака, но в том, что Азиз будет повешен, как и сам Саддам, никто не сомневается.

Приговор суда Тарику Азизу мало чем отличался от тех, что выносились прежде министрам правительства Саддама Хусейна. Словно под копирку написанные обвинения в военных преступлениях и убийствах мирных граждан. Недавно перенесший инсульт, 74-летний старик слушал судью спокойно, потому что, вероятно, знал какой приговор его ожидает.

"Суд приговорил обвиняемого Тарика Азиза к смерти через повешение, согласно иракскому уголовному законодательству. Тарик, вам понятен вердикт?", – спросил обвиняемого судья Махуд Салех Хасан.

"Да", – коротко подтвердил Тарик Азиз.

Тарик Азиз – это псевдоним, настоящее имя – Михаил Юханна. По национальности ассириец, он был одним из немногих христиан в окружении Саддама Хусейна. Работал журналистом, был главным редактором иракских газет, вступил в партию БААС, а когда она пришла к власти, стал министром информации Ирака, а потом и вице-премьером и главой МИД.

Азиз не лез во внутрипартийные склоки, занимался большой международной политикой. Постоянно представлял Ирак на переговорах с Западом и ООН, накануне войны встречался с папой Иоанном Павлом Вторым. Но судят его как партийного функционера. Ещё в 2009 году трибунал обвинил Азиза в казни 42 торговцев. В 1992 году они были казнены за то, что якобы искусственно завысили цены на товары в условиях введенных против Ирака санкций. Сначала Азиза приговорили к 15 годам заключения, потом добавили ещё 7, а теперь решили всё же повесить.

На фоне прочих иракских политиков Тарик Азиз не выглядел кровожадным. Например, генерал Али Хасан аль-Маджид он же "Химический Али" – один из самых одиозных функционеров БААС – осужден за то, что приказал применить химическое оружие против курдов. В результате операции "Анфаль" погибли тысячи человек.

Но проблема Азиза, видимо, состоит в том, что он много знает. Как глава МИД, который вёл переговоры с американцами и МАГАТЭ, накануне войны в 2003, который готовил и передавал документы о том, что у Ирака нет оружия массового поражения. Для Вашингтона живой Тарик Азиз – слишком опасный свидетель.

Для иракского руководства живой Азиз тоже опасен. Он мог рассчитывать на другой приговор, если бы пять лет назад предал Саддама Хусейна и других товарищей по партии. Если бы дал нужные оккупационной администрации показания. Но на суде Азиз выступал как свидетель защиты Хусейна и категорически отверг предложения поддержать обвинение. Характерно, что псевдоним Тарик Азиз в дословном переводе означает "славное прошлое".

Рассказывают, что когда по всем иракским и мировым телеканалам показывали кадры казни бывшего президента Ирака, Тарик Азиз плакал в своей камере. И вот теперь в очередной раз новые, подконтрольные оккупантам власти Ирака наглядно демонстрируют – они ничем не лучше, тех, кого казнят.

Ирак времён Саддама – это жестокое, единое тоталитарное государство с культом личности. Ирак сегодня – это раздробленная на три части страна, в которой, несмотря на присутствие оккупационных войск, идёт настоящая гражданская война и ежедневно происходят теракты. При Саддаме в тюрьмах пытали заключённых и без вести исчезали неугодные, при новых властях в тюрьмах также пытают, и орудуют тайные эскадроны смерти.

У 74-летнего Азиза больные лёгкие, диабет и гипертония, после инсульта он плохо говорит. Но суд решил – справедливость важнее. Ведь, в конце концов, новые иракские власти делают всё только лишь ради укрепления демократии. По крайней мере, они так говорят.