Тема:

"Таганка" без Любимова 11 лет назад

Безусловный гений и его "крепостной театр": блогеры об уходе Юрия Любимова

Театр на Таганке лишится своего бессменного руководителя: Юрий Любимов уже назвал дату своего ухода. Интернет-общественность живо обсуждает скандал, имевший место во время гастролей театра в Праге. Так где же кончается обязанность режиссера "строить" актеров и начинается "крепостной театр"?

Театр на Таганке лишится своего бессменного руководителя: Юрий Любимов уже назвал дату своего ухода. Между тем, интернет-общественность живо обсуждает скандал, имевший место во время гастролей театра в Праге.

Артисты потребовали гонорар, деньги им выплатили. Однако разговор получился публичным. Дело в том, что произошел он на открытой репетиции, на которую пришли, в частности, студенты чешских театральных вузов и их преподаватели.

На этой репетиции побывал художник Олег Каторгин, и вот как он описал увиденное в своем блоге в "Живом Журнале": "Я был на этой репетиции. Был на пресс-конференции днём раньше. У меня есть четыре часа аудиозаписей оттуда. … Ультиматум был, актёры отказались играть спектакль пока им не дадут бабло. Дали. Сыграли. … пан директор, он же худрук, он же главреж, и только он может распределить любые деньги по своему усмотрению поступающие в кассу театра, они же на зарплате сидят. Они работают в театре на Его условиях. Крепостной театр, некоторые пишут, – да, а как вы хотели. Это Его театр. Заслуженно. И от любого из этих актёров не останется и следа скоро совсем, если он сам себе не заведёт страницу в Википедии, коль сумеет. Сравнили, прости Господи. Нет у нас совести нет у нас чести. Кстати, в Праге после антракта зал опустел на треть".

В публикациях в СМИ, действительно, по отношению к Театру на Таганке звучит эпитет "крепостной". В интервью в ряде СМИ актеры призывают не путать авторский театр с крепостным.

Иной точки зрения придерживается журналист Николай Троицкий, автор ЖЖ-блога _kutuzov: "Ему (Юрию Любимову. - Прим. ред.) 94 года, он ВЫШЕ всяких бытовых мелочей и частностей вроде денег. Актерам есть-пить хочется, да и прибарахлиться, раз уж они за границей, но какое дело до этих пустяков Великому Маэстро. Его принцип: священнодействуй или убирайся вон! А питаться при этом можешь хоть святым духом... Хамство Юрия Любимова известно давно. С годами оно только крепнет. Но ведь с актерами иначе нельзя, им нужен Карабас-Барабас, иначе сядут на шею и доведут до инфаркта. Сколько таких случаев было... Режиссер не может быть добреньким, мягоньким. Только не надо перегибать палку. Любимов с женой явно перегнули".

И, тем не менее, подчеркивает Троицкий, Любимов - безусловный гений, и в историю он уже вошел навсегда. Только вот в 94 года "надо бы уже отдыхать и почивать на лаврах", отмечает он. Так перегнул или нет? Где заканчивается эта профессиональная обязанность режиссера "строить" актеров, и начинается тот самый "крепостной театр"?

Работу Любимова на репетициях наблюдала режиссер и сценарист Анжела Гусева. О своих впечатлениях она также пишет в интернет-дневнике. "Я приезжаю в СТД (Союз театральных деятелей), расставляю камеру и свет в кабинете, где Любимов пожелал дать интервью. И пока он занят на репетиции, хожу по залу и выбираю места съемок. Для показа был выбран кусок из "Десять дней, которые потрясли мир". Кто видел, знает, что там уйма актеров, и много массовочных сцен. Вот и хожу, выбираю точки. Вдруг слух режет: "Да ты ничтожество!" - это он кричит В. Золотухину. Начинается концерт под названием "Я, гений, Юрий Любимов, а вы все г… вонючее".

И – все, после этого к Любимову было не подступиться. Орал на всех, кого видел перед собой. "Быдло" – самое мягкое слово. Наорал и на меня, за то, что я партитуру спектакля не знаю и пришла неподготовленная на съемку. … Я стала собирать камеру, думаю, ну его к черту, слава Богу, я не его актриса, чтоб такое терпеть в свой выходной. Юрий Петрович влетает назад в комнату и начинает орать на меня по поводу моего "идиотского взгляда на жизнь", не уточняя, в чем его идиотизм, и даже не спрашивая у меня, а какой, собственно, имеется взгляд на ту самую жизнь".

По мнению Гусевой, "Любимов действительно никого не считает за человека, заслуживающего уважения". "Но при всем при том не могу признать, что во многом своим отношением он продлил жизнь Высоцкому, за что ему низкий поклон. И за Гамлета тоже. И за служение Театру тоже. …Да, он велик, Юрий Петрович. Я это признаю и склоняю голову перед его гением", - заключает она.

Что произошло на той решающей репетиции, кто в итоге "перегнул палку"? Об этом, наверное, могут судить только участники конфликта. Не так давно Юрий Любимов отвечал на вопросы ведущей в эфире "России-24". И вот как он отозвался об актерах: "Им лень. Они прибегут впритык и сразу убегают. У людей нет сосредоточенности, они носятся, чтобы что-то заработать, хотя они даже у меня в театре получают прилично". Так или иначе, 15 июля режиссер намерен навсегда покинуть созданный им театр. И преемника у Любимова нет.