"Слышишь, время гудит – БАМ, на просторах крутых – БАМ". Уже выросло целое поколение, которое едва ли поймет подлинный смысл этой сточки из стихотворения Роберта Рождественского. 35 лет назад в стране по решению Политбюро началась грандиозная всесоюзная комсомольская стройка. Байкало-Амурская магистраль, которую 12 тысяч человек прокладывали вопреки законам природы, должна была открыть путь к богатствам Сибири и вдохнуть новую жизнь в безлюдные земли.
Из Якутии в Амурскую область праздничный поезд идет не спеша – по "малому" БАМу к столице Байкало-Амурской магистрали – Тынде, где поезд ждут с утра. За окном – тайга, которая за 35 лет не изменилась, такая же зеленая. Изменились те, кто в 70-х приезжал сюда 20-летними.
Тысячи километров путей, построенные всесоюзной комсомольской стройкой, обеспечили кратчайшую дорогу до недр страны. Впрочем, и по сей день залежи руды, угля, ценных металлов остаются нетронутыми. "Есть притча: когда Господь Бог распределял ископаемые по миру, то в этом месте – над Якутией и Амурской областью – у него замерзли руки, мешок выпал, и все богатства остались здесь", – рассказывает участник исторической стройки Владимир Корягин.
Само название – Байкало-Амурская магистраль – существует с 30-х годов. Найти десятки тысяч наемных рабочих было невозможно. Да и дорого. Рельсы укладывали заключенные. Строительству, в итоге, помешала война. Сегодня 35 лет празднуют потому, что аббревиатуру БАМ знал каждый житель СССР лишь после 74-го года, когда вышло постановление Совмина. И комсомольцы со всех республик поехали не только строить дорогу, они поехали строить жизнь.
Они видятся не часто. Бондарь и Варшавский снова встретились. Командиры восточной и западной бригад. В 84-м они соединили магистраль "золотой стыковкой". Сегодня свои стройотрядовские куртки бамовцы поменяли на пиджаки с наградами. Впрочем, не все. "Это наша отрядовская куртка, отряда "Молодогвардеец", – рассказывает строитель магистрали Софья Шмелева. На вопрос: "Вы так и остались в Сибири?", она отвечает: "Да. Вот уже скоро 30 лет исполнится, как я здесь", но ни о чем не жалеет.
И те, кто остался когда-то в Сибири, и те, кто в Сибирь вернулся погостить – все вышли на улицы Тынды. Главная улица перекрыта для автомобильного движения. Город гуляет. Для его жителей 35-летие БАМа – событие. Ведь, по сути, Тында состоит из трех поколений: из тех, кто строил БАМ, их детей и уже подрастающих внуков. Кто-то из них понимает, что свяжет свою жизнь с железной дорогой. Кто-то осознает, что вынужден будет покинуть город.
Столица БАМа за последние 10 лет так и не выросла. Последние достижения – панельные советские дома на улицах с московскими названиями. Ведь Тынду строили москвичи. На окраинах так и остались барачные поселки – Мостострой, Ново-Тында. До сих пор жив уклад коммунальной жизни, с которым боролись и который осуждали еще в конце 80-х. Сегодня здесь живут молодые семьи. И выходят несколько раз в день на улицу с коляской. Ведь, как говорят железнодорожники, у БАМа есть будущее – БАМ планируют возрождать.
"Это насущная потребность времени. Да, тяжелый период. С 90-х годов, по сути дела, все остановилось. Но за последние четыре года объем перевозок по БАМу возрос на 82%. У нас нет ни одной дороги, на которой бы демонстрировались такие темпы прироста перевозимых грузов", – констатирует Владимир Якунин – президент ОАО "Российские железные дороги".
Таких дорог, как эта, нет, да и быть не может. Ведь БАМ, как говорят здесь, не только железнодорожное полотно, это эпоха. Это тысячи людей, которые строят здесь свою жизнь, по сути, благодаря энтузиазму комсомольцев прошлого столетия.