Экипаж легендарного "Аполлон-11" принимает поздравления. Ровно 40 лет назад астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин сделали первые шаги по поверхности Луны. Экипаж снова предстал перед публикой в полном составе. 78-летний Армстронг поначалу в торжествах участвовать не хотел. После возвращения с Луны он ведёт крайне замкнутый образ жизни. Потом "Ледяной командир" передумал и решился на выступление.
Они не пытаются вырвать лунный вояж из политического контекста конца 60-х. Пожилые астронавты, избегая ностальгических отступлений, напоминают, какие задачи тогда ставил Белый дом перед экипажем, каков был мотив, почему в топку лунной программы правительство швыряет без сожалений миллиарды долларов. "Это было мирное соревнование между США и СССР. Конечно, я не могу утверждать, что наша миссия предотвратила новую войну. Но это был шаг, который поставил две сверхдержавы на один уровень и заставил относиться друг к другу с осторожностью и уважением", – заявил Нил Армстронг.
Лунные пионеры Армстронг, Олдрин и Коллинз почти не появляются на публике, старательно избегают интервью. Но промолчать в этот юбилейный день – значит, дать в изобилии пищу для новых спекуляций, которые 40 лет сопровождают лунную программу. "Лучшим способом отдать дань уважения всем, кто работал над программой "Аполлон", было бы не останавливаться на достигнутом. Наша следующая цель – Марс. В свое время и высадку на Луну многие считали невозможной, и они ошиблись", – сказал Олдрин, второй человек, ступивший на лунную поверхность.
Они вошли в историю в 21:56 по восточно-американскому времени в этот день сорок лет назад: черно-белые кадры неторопливо спускающегося по трапу Нила Армстронга и его знаменитое "Это один маленький шаг для одного человека" транслировались с Луны на всю планету. "После первого нашего искусственного спутника Земли, после 61-го года, после Гагарина и Титова (я их объединяю) это был третий величайший скачок в истории цивилизации человечества. Он останется, если человечество сохранится как таковое, в истории на многие тысячелетия", – считает академик РАН Борис Черток, с 1966 по 1974 год – заместитель генерального конструктора ЦКБ "Энергомаш".
У Москвы в тот момент есть своя лунная программа и амбициозные планы строить базу на Луне – проекты "Звезда", "Вулкан". Есть репутация непререкаемого лидера в космосе с первым спутником, первым космонавтом, первой женщиной в космосе, первым выходом в открытый космос. Спустя годы становится известно: полет на Луну мог стать совместным шагом Москвы и Вашингтона.
Президент Кеннеди, пообещавший высадить человека на Луне до 70-го года и слово сдержавший, едва ли руководствовался естественно-научными побуждениями. Он признавал (и это отражено в стенограмме Белого дома), что такой дорогостоящий проект, как "Апполон", может быть оправдан только одним – расстаться с репутацией отстающих в освоении космоса. Политика и космос слишком близки, поэтому и юбилейный день не может обойтись для астронавтов Армстрога, Олдрина и Коллинза без встречи с президентом Бараком Обамой.