Тема:

Дело о захвате судна Arctic Sea 7 лет назад

Исчезновение Arctic Sea: обобщенные детали случившегося

В Атлантике продолжаются поиски сухогруза Arctic Sea, пропавшего в конце июля
В последний раз автоматический сигнал с Arctic Sea был зафиксирован международной системой АИС у французского Бреста
В Атлантике продолжаются поиски сухогруза Arctic Sea, пропавшего в конце июля
В последний раз автоматический сигнал с Arctic Sea был зафиксирован международной системой АИС у французского Бреста

В Атлантике продолжаются поиски сухогруза Arctic Sea, пропавшего в конце июля. Как сообщили в российском Министерстве обороны, корабли Черноморского флота сейчас направляются на учения в Балтийское море и по пути попытаются выяснить судьбу сухогруза. Тем временем, на Мальте создан международный антикризисный штаб, который будет координировать поисковую операцию.

К поискам бесследно пропавшего в Атлантическом океане лесовоза Arctic Sea с российским экипажем подключились власти Мальты, под флагом которой ходит судно. Атташе посольства РФ в Республике Мальта Андрей Филиппов уточнил: "Данный инцидент находится на контроле Мальтийского национального комитета морской безопасности, в компетенцию которого входят такого рода случаи. По словам мальтийцев, они установили контакт с рядом юридических лиц и официальных ведомств иностранных государств, имеющих отношение к происшествию, включая компанию-судовладельца. Вместе с тем, никаких дополнений к уже имевшимся данным нам предоставлено не было, поскольку вся работа Комитета в соответствии с местным законодательством ведется под грифом "Секретно".

Уже сейчас можно восстановить многие детали того, что произошло с судном в конце июля. Загрузившись лесом в Финляндии, 22 июля судно шло вдоль побережья Скандинавского полуострова. 24 июля у берегов Швеции на судно под видом полиции высадились неизвестные. Они избили и связали моряков, частично повредили средства связи и аварийной сигнализации. После 12-часового обыска неизвестные, якобы, скрылись на большой надувной моторной лодке, не взяв ни денег, ни вещей. Мало у кого возникают сомнения, что странный инцидент связан с последующим исчезновением Arctic Sea, а причиной происходящего с кораблем многие считают нечто, что находится на корабле, но явно не тот груз, который числился официально – пиломатериалы от крупной фирмы с мировым именем.

Одна из версий – неизвестные вернулись снова. Другая – они и не уходили с судна, оно так и осталось под их контролем. Это могло бы объяснить, почему моряки не зашли в порт, а продолжили движение на юг (портом назначения числился Алжирский порт Беджайя).

Утром 29 июля был сеанс связи с береговой охраной Великобритании в Дувре перед заходом в Ла-Манш. Официальный представитель береговой охраны Великобритании Марк Кларк рассказал о подробностях этого сеанса: "Кто говорил с береговой охраной, владелец судна или тот, кто его захватил – мы не знаем. Это мог быть кто-то, кому к голове приставили пистолет. Мы не знаем, это было невозможно установить. Только на следующий день мы получили информацию, что у них проблемы, но судно к тому моменту уже прошло Ла-Манш".

В последний раз автоматический сигнал с Arctic Sea был зафиксирован международной системой АИС у французского Бреста в 01:30 ночи 30 июля. В этот момент судно находилось в западной части Бискайского залива. После этого система, возможно, была отключена. Сигнала бедствия с корабля не поступало, но как минимум два раза моряки выходили на связь: со следователями в Стокгольме 31 июля и 1 августа с Архангельском, где находится компания-оператор судна и живут родственники членов экипажа. Представитель береговой охраны Великобритании сообщил: "Мы получили разведданные от португальских властей, что они засекли судно с патрульного самолета дальнего действия. Его видели на некотором расстоянии от португальского побережья". В свою очередь, представитель ВМС Португалии командор Жоао Барбоза заявил: "Мы отслеживаем ситуацию. Со стороны португальских ВМС я могу подтвердить, что Arctic Sea не находится в португальских территориальных водах и через них не проходил".

Главный редактор издания "Морской Бюллетень – Совфрахт" Михаил Войтенко привел данные, которыми он располагает: "Последним, кто видел корабль, был патрульный самолет Португалии. Им показалось, что с судном все в порядке, но в это время, когда самолет его наблюдал, на судне уже были отключены все средства связи, в том числе и датчик сигналов идентификации судна. Морские власти Испании сообщили, что судно вряд ли проходило Гибралтар, поэтому можно предположить, что судно находится в настоящее время где-то в Атлантике".

Уже в среду в район начнет двигаться отряд из трех кораблей ВМФ России. Они идут из Севастополя через Гибралтар и по пути на север будут проходить мимо побережья Португалии и Испании. Однако задержаться они не смогут, так как надо успеть к началу учений "Запад-2009" в Балтийском море. Специалисты утверждают, что для эффективного поиска необходимо поднять архивы спутниковых съемок и организовать операцию с участием целого ряда стран.