В Индийском океане найдены следы древнего исчезнувшего континента

Остров Маэ (Сейшельские острова) принадлежит Маскаренскому плато

(фото Hansueli Krapf/Wikimedia Commons).

Поиски потерянного континента Атлантиды продолжаются не один век и пока безуспешны. Однако учёным, по-видимому, удалось найти в Индийском океане следы ещё более древней суши.

Артур Конан Дойл писал, что по одной капле воды, человек умеющий мыслить, может сделать вывод о существовании целого океана. Команда исследователей из Великобритании, Германии и Норвегии подтвердила эту мысль в отношении континента, используя вместо капель – песчинки.

В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, учёные последовательно развивают идею о том, что Маскаренское плато, некогда являвшееся частью суперконтинента Гондваны, а ныне − огромная подводная возвышенная равнина, участки которой поднимаются над водой, образуя острова, совместно с частью Аравийско-Индийского океанического хребта, прежде составляли более древний континент.

Первый намёк на существование континента возник после того, как появились данные о геологическом строении ряда групп островов в Индийском океане. Так, известно, что в то время как одни острова (например, атлантический гигант Гренландия) состоят из континентальной коры, многие, в их числе Сейшельские, также принадлежащие к Маскаренскому плато, сформированы более плотной океанической корой.

Между тем, геологическое строение Мадагаскара, Маврикия, Мальдивских и Сейшельских островов, а также Лакшадвип говорит о том, что воздействие гравитационного поля на эти земли сильнее, чем предполагалось. При этом такая аномалия может быть объяснена необычайно толстым слоем земной коры в этом месте − не менее 25 километров, что характерно для континентальной коры. Океаническая обычно не превышает 10 километров.

Моделирование движения литосферных плит говорит о том, что область, очерченная условными границами необъяснённой гравитации, 90 миллионов лет назад была частью континента и соединялась с современной Индией. В течение миллионов лет эта территория отделилась от Индостана, а затем в результате вулканической деятельности появились острова.

К таким островам, в частности, относится Маврикий, сложенный магматическими базальтами. Именно исследуя песчаный пляж Маврикия, учёные обнаружили в составе песка циркон и очень удивились. Химически устойчивый циркон является древнейшим минералом и абсолютно нетипичен для тех мест, где его обнаружили исследователи.

"Циркон не летает сам по себе, – говорит профессор Тронн Хельге Торсвик (Trond Helge Torsvik) из университета Осло. – Я считаю, что эти частицы не могли быть занесены извне, скорее всего, они содержались в базальте".

Уран-свинцовый метод датирования показал, что возраст разных частиц колеблется от 660-840 миллионов лет до 1,971 миллиарда лет. Такой результат говорит в пользу того, что частицы происходили из древней континентальной коры, которая даже старше суперконтинента Гондваны, появившегося не менее 750 миллионов лет назад.

По словам учёных, циркон происходит из составляющих Маврикий базальтов. В результате вулканической деятельности лава, выходящая на поверхность древнего материка, могла поглотить частицы циркона, а затем затвердеть, образуя базальт. Через миллионы лет выветривания циркон увидел свет, попав на солнечный пляж тропического острова, где и был подобран учёными.

Исследователи полагают, что необходимо продолжать поиск новых подтверждений существования неизвестного континента. По их мнению, Индийский океан должен быть завален такими "свидетельствами". Главная проблема здесь − активные подводные вулканы: выходящая на поверхность лава маскирует древний континент.