Польша ставит на национализм

Польша называет себя "главной жертвой" Второй мировой. Но не она ли была её хищным инициатором? Но просчиталась. Уже в наше время поляки крушат памятники советским воинам, нападают на российских футбольных болельщиков, не пускают в Европу через свою территорию российских байкеров и клянчат деньги.

Польша называет себя "главной жертвой" Второй мировой. Но не она ли была её хищным инициатором? Но просчиталась. Уже в наше время поляки крушат памятники советским воинам, нападают на российских футбольных болельщиков, не пускают в Европу через свою территорию российских байкеров и клянчат деньги. А ведь если прикинуть, ещё должны останутся. Почему такое обострение у поляков именно сейчас?

"Всепольская молодежь". Это националистическое движение — среди организаторов всех последних антимигранстких и антиевросоюзовских протестов

"Молодые люди начали понимать, что именно национализм — та сила, которая может сопротивляться всем негативным трендам, которые идут из Западной Европы. Национализм гарантирует национальную идентичность и защиту культуры. Национализм — это синтез традиций и современности. Поэтому все больше молодых людей приходит к нам", — сказал пресс-секретарь "Всепольской молодежи" Матеуш Плавский.

Вступать в националистические организации в Польше модно последние два года — совпадает не только с миграционным кризисом, но и с приходом к власти консервативной партии "Право и справедливость". А в ее программе на первом месте не общеевропейские, а польские ценности: "Бог, честь, Отчизна".

Заметить подъем национального самосознания в Польше несложно. Обычная рабочая пятница. На площади маршала Пилсудского в центре Варшавы — военный парад. Он посвящён кавалерийским частям, которые сражались с Красной Армией в Советско-польской войне, той самой, по чьему мирному договору польские депутаты требуют репарации.

А вот Знак сражающейся Польши или так называемая Котвица — теперь на флагах по всей столице. Символ борьбы польского народа против немецких захватчиков в годы Второй мировой войны. Но вот флагов Евросоюза, чья неофициальная столица на сегодняшний день — Берлин, наоборот, в городе не встретишь.

Концепция Европы двух скоростей, продвигаемая канцлером Меркель, означает что у ЕС будут привилегированное ядро и периферия. Но Польша, которой во все времена было свойственно желание доминировать в центре Европы, на обочине оказаться не готова. Тем более сейчас, когда страна — абсолютный чемпион ЕС по получению еврофондов — начинает платить.

В 2014 году Польша получила более 17 миллиардов евро, а заплатила в общий бюджет только чуть больше 4 миллиардов. В 2016 году доход от Пребывания в Союзе — наполовину скромнее. И, как угрожающе прогнозируют польские экономисты, страна будет платить больше, чем получать, уже со следующего года. В Польше возобновилась дискуссия о целесообразности пребывания в таком Союзе.

Жительница городка Сосновец Йола Ковальская не согласна с политикой Евросоюза относительно Украины. Когда на Майдане назвали героями Бандеру, Шухевича и других членов ОУН-УПА (запрещенная в РФ организация), школьная учительница английского языка не выдержала — подружилась с радикальными националистами и завела группу в социальной сети под названием "украинец мне не брат". Уже 70 тысяч подписчиков.

"Забрать у поляков Львов — это значит вырвать полякам сердце", — уверена Ковальская.

Львов — это польский город, построенный на польской культуре. Амбиции националистов поддерживают и польские власти, которые открыто ностальгируют по временам, когда значительные территории нынешних Украины, Белоруссии и Литвы были составе Речи Посполитой.

Польша заявила о претензиях на одну из главных достопримечательностей Вильнюса — Ostra Brama (Святые ворота). Главное у них внутри — через окно на втором этаже виднеется Остробрамская иконы Божией Матери. Она одинаково почитается как православными, так и католиками, а для поляков это едва ли не главная национальная святыня, поэтому ворота в Вильнюсе решили изобразить на страницах новых польских паспортов.

Новый дизайн документов выпускают к столетию Польской Республики. Памятные места выбирали сами поляки на голосовании в Интернете. Выходит, к власти — никаких претензий.

Вместе с Ostra Brama в одном списке оказался и Мемориал орлят на Лычаковском кладбище во Львове. Украина и Литва выразили свой протест. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий даже съездил в Польшу и попросил убрать Львов из новых паспортов. Варшава пока не ответила ничего конкретного.

На надгробии нет имени, и даже лаконичная табличка регулярно страдает от рук литовских националистов. Сердце одного из самых почитаемых поляков в истории — маршала Юзефа Пилсудского — по его завещанию похоронено в родном для него Вильнюсе, который он присоединил к восстановленной Речи Посполитой в 1920 году.

"Такие поляки, как я, раньше отдавали свою жизнь за эти места. Если это моим братьям было важно, тогда и мне это должно быть не менее важно. Они пролили здесь кровь за нашу Родину", — рассказывает турист Якуб.

Студент Военной академии приехал поклонится сердцу Пилсудского прямо из аэропорта — настолько священно это место для поляков. И настолько же неудобно для литовцев, которые предпочитают не вспоминать, что их столицу польский город Вильно передал Литве Иосиф Сталин в 1939 году. Впрочем, нелюбовь ко всему советскому литовцев и поляков только объединяет.

В польской Тшчанке экскаватором снесли мавзолей воинов Красной Армии. Под мавзолеем — братская могила 56 советских солдат, спасших город. Хотя из Москвы не раз приходили подтверждающие документы, мэрия Тшчанки цинично заявила, что никакой братской могилы там нет. Снос мавзолея власти назвали историческим.