Мастер компромисса в годы становления России: коллеги вспоминают Геннадия Селезнева

В Москве на 68-м году жизни скоропостижно скончался Геннадий Селезнев. Бывший спикер Госдумы до прихода в большую политику в разные годы возглавлял редакции "Комсомольской правды", "Учительской газеты", "Правды" — у него было журналистское образование.

В Москве на 68-м году жизни скоропостижно скончался Геннадий Селезнев. Бывший спикер Госдумы до прихода в большую политику в разные годы возглавлял редакции "Комсомольской правды", "Учительской газеты", "Правды" — у него было журналистское образование. Соболезнования родным и близким политика выразил Владимир Путин. Президент отметил важный вклад Геннадия Селезнева в развитие российской государственности.

Российскому парламенту он отдал 14 лет жизни и больше половины из них занимал кресло председателя Государственной думы. Без Геннадия Селезнева политическая жизнь тех лет была бы немыслима.

"Ему удалось многое сделать, он был у истоков российского парламентаризма, в современном его понимании. Он возглавлял нашу делегацию при создании государства совместного России и Белоруссии", — отметил председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.

Начинал Селезнев простым токарем, продвинулся по комсомольской линии, был главным редактором сначала ленинградской молодежной газеты "Смена", потом "Комсомольской правды", а потом и "Правды", на тот момент главного издания СССР.

"Умный, воспитанный, я ни разу не видел, чтобы он кричал", — сказал шеф-редактор газеты "Комсомольская правда" Алексей Ганелин.

К прессе он и позже, уже став известным политиком, относился всегда внимательно и уважительно.

"Мы не просим от вас какого-то приукрашивания нашей жизни и нашей работы, мы хотим соблюдения единственного журналистского правила: правду и только правду", — говорил Геннадий Селезнев.

Когда в 1996 году он возглавил Госдуму, она состояла из таких противоположных политических сил, что в принципе была не способна на выработку единых решений. Иногда дискуссии заканчивались кулаками.

"В то время заседания Госдумы проходили очень бурно. Он всегда сохранял хладнокровие, всегда умел найти какие-то правильные слова, чтобы охладить пыл депутатов", — заметил первый заместитель председателя Госдумы России Александр Жуков.

Вечные склоки удавалось погасить только Селезневу. Даже те коллеги по Госдуме, которые в пылу политической борьбы порой бросались на спикера врукопашную, сохранили о нем исключительно теплые воспоминания.

"Человек очень трудолюбивый, постоянно он был в зале заседания, вел большинство заседаний, выезжал в командировки частые по стране и за рубеж. Старался выдержать нейтральную линию", — вспоминает председатель ЛДПР Владимир Жириновский.

Спикер в то непростое для страны время была должностью почти расстрельной, а Селезнев провел на этом высоком посту долгие восемь лет, балансируя между законодательной и исполнительной ветвями власти.

"Он умел вести диалоги с "Яблоком", и с "Союзом правых сил". В общем, вы знаете нашу Госдуму в те времена, там чего только не было, но как-то умел всех успокоить, причем делал это не только в публичных, но и в личных разговорах", — отметила заместитель председателя Госдумы России, член Совета при президенте РФ по правам человека Ирина Хакамада.

Он хорошо ориентировался в атмосфере общей нестабильности и чуть ли не ежедневной кадровой чехарды, когда по не слишком понятным причинам менялись министры и целые государственные структуры.

"Работая председателем Госдумы в самый сложный период, постоянно подвергался давлению, атакам с разных сторон, но никогда не терял самообладания, всегда твердо отстаивал интересы. Для меня это пример служения отечеству высшего достоинства", — сказал советник президента России Сергей Глазьев.

Селезнев мог менять коалиции и партии, но его позиция, по сути, мало изменялась. В принципиальных вопросах переубедить его было сложно.

"За что я его уважала, за то, что при его внешней мягкости и покладистости у него железный стержень внутри", — рассказала первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.

В любой обстановке Селезнев всегда оставался патриотом, и внешнеполитические приоритеты страны отстаивал на всех уровнях.

"Это человек, который всегда верил в Россию. Очень хотел, чтобы Россия была мощной, великой, суверенной и справедливой страной", — заявил руководитель фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Сергей Миронов.

Настоящие битвы в Государственной думе в то время разгорались за бюджет, на наполнение которого у правительства все время не хватало средств. И вот здесь председатель парламента оставался непреклонным.

"Бюджет разрушить мы не позволим, мы за него голосовали, мы готовы пересмотреть отдельные его статьи, незащищенные, но хоронить его мы не намерены", — говорил Селезнев.

Человек амбициозный он чувствовал себя настолько встроенным в государственную систему, что отставка стала обидной неожиданностью. Хотя реагировал Селезнев в свойственной ему ироничной мягкой манере.

"Как проголосуете, я догадываюсь. Дело не во мне, дело в Госдуме. Завтра будет мистер Икс, или мадам Брошкина, или кто-то еще будет председателем Государственной думы", — сказал Селезнев.

Политику он так и не бросил, до конца жизни занимаясь уже собственной партией, с которой мечтал победить на выборах хотя бы в местные органы самоуправления. Свои занятия вне политики особо не афишировал. Известно, что всерьез увлекался лошадьми и часто проводил выходные в конно-спортивном клубе. Прощание с Геннадием Селезневым пройдет в среду, 22 июля. Похоронят политика на Троекуровском кладбище Москвы.