Казус белли: у Турции к приграничной с Сирией зоне свой интерес

Турецкие танки подходят к сирийской границе
Турецкие танки подходят к сирийской границе
Турецкие части подходят к границе с Сирией. Накануне парламент разрешил армии проведение военных операций на сирийской территории. Теперь войска могут быть введены по решению правительства. Премьер Тайип Эрдоган заявил, что не хочет войны, а Совет Безопасности ООН призвал обе стороны к сдержанности.

Турецкие части подходят к границе с Сирией. Накануне парламент страны разрешил армии проведение военных операций на сирийской территории. Теперь войска могут быть введены по решению правительства. Премьер Тайип Эрдоган заявил, что не хочет войны, а Совет Безопасности ООН призвал обе стороны к сдержанности. В то же время Госдеп США дал понять, что одобряет жесткий ответ Турции на взрыв в турецком городе сирийского снаряда.

Все, что за желтой лентой, — зона потенциального поражения. Ни оцепить, ни закрыть город полиция не может, но хотя бы видно, где ходить нежелательно. Снаряды, что иногда прилетают из Сирии, далеко не добивают — все ложатся максимум метров за двести-триста от КПП .

"Не стойте здесь долго: опасно. Иногда прилетают снаряды", — предупреждает турецкий пограничник.

Граница с Сирией — закрыта наглухо. Давно. Кто там воюет, кто побеждает — неизвестно, но последние месяцы взрывы слышны очень близко. В сентябре детей в турецкой провинции Шанлыурфа распустили по домам. По данным разведки, сейчас Телль-Абъда в руках сирийской оппозиции. Армия Ассада — где-то южнее. Чей снаряд попал и разрушил турецкий дом, едва не развязав войну, так никто и не разобрался.

"Это от бомбы, что в среду прилетела", — держит парнишка на руке осколки смертоносного металла.

Своих погибших Турция похоронила. Удары настолько были сильными, что следы от рикошета на соседних улицах. Все это — следы, дома, что зацепило, осколки сирийских снарядов — сохранят, оставят все как есть — это не только улики. Если Турция воспользуется мандатом — это главное напоминание о том, кто начал первым и каким был повод.

В Акчакале все считают технику: сколько проехало грузовиков, где стоят бронетранспортеры. Камеры повернуты в сторону базы, кто-то сообщил, что на подходе танки. Но пока военных на границе не больше, чем обычно. О войне говорят везде и каждую минуту — на полуденном намазе, на совещании в мэрии. Здесь полтора года неспокойно, но войны никто не хочет, не нравится Акчакале быть и тем поводом, из-которого, если вдруг начнутся военные действия, будут писать в учебниках.

"Мы не хотим войны. Мы не хотим воевать. Мы хотим только спокойно жить здесь. И люди также. Я рассказываю, как люди хотят", — на русском языке поясняет мэр Акчакале Абдулхаким Айхан.

Ни стрельбы, ни взрывов ровно в 100 метрах от границы. И если бы обстрел сирийского города Телль-Абъяда, который турецкая армия вела почти сутки, продолжался, то это было слышно.

Пока непонятно, что это. Лишь перерыв или Турция все-таки закончила операцию?

Удар по Сирии армия нанесла в ответ на обстрел турецких территорий 3 октября, во время которого погибли 5 человек. Турецкие СМИ подсчитали потери сирийцев. Утверждают, что армия произвела 70 артиллерийских выстрелов. Сирийские войска лишились трех танков, двух бронетранспортеров, гаубицы. И потеряли 10 человек убитыми.

Но в любом случае все внимательно наблюдают за турецкой базой и передвижениями, пытаясь понять, не усиливает ли уже Турция свою группировку здесь в провинции Шанлыурфа, не начала ли подготовку к вторжению. Мандат на проведение трансграничной операции парламент Турции выдал 4 октября 2012 года.

Пять погибших — действительно повод. Но причина для начала турецкой военной операции может быть совсем другой. Курды. Они беспокоят Турцию гораздо больше, чем неконтролируемая сирийская оппозиция.

По данным разведки, в конце июля северные территории Сирии были взяты под контроль боевиками Курдской рабочей партии. Это было одно из прогнозируемых негативных последствий сирийского кризиса.

Власти Турции предложили создать на границе буферную зону, ввести туда войска, но поддержки у союзников не получили. Эрдоган заявил: если сирийское правительство не в состоянии само справиться с проблемой, Турция будет вынуждена действовать по иракскому сценарию.

В 2007 году, получив от парламента такой же мандат, армия вторглась на север Ирака, нанеся удар по базам и объектам курдских боевиков. Свои задачи у Турции могут быть и в этой сирийской истории.

Анализируя сегодняшнее обострение, некоторые эксперты полагают, что если нынешний мандатом все-таки воспользуются, и Турция войдет на территорию Сирии, решать она будет прежде всего свои задачи.