Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Долгоиграющий скандал. Реплика Максима Соколова


фото EPA

Хотя сюжет с тотальными прослушками, которыми занимались по всему миру спецслужбы США, стал достоянием гласности еще в середине лета, а нынче уже зима на пороге, скандал не утихает, а развивается дальше – больше. Реплика Максима Соколова.

Хотя сюжет с тотальными прослушками, которыми занимались по всему миру спецслужбы США, стал достоянием гласности еще в середине лета, а нынче уже зима на пороге, скандал не утихает, а развивается дальше — больше.

Кроме Германии и Франции он затронул Испанию и Италию — и там слушали, причем массово и с широчайшим охватом, а также Бразилию и Южную Корею. Это не считая менее значительных стран.

Получается, что — как и положено в глобальном мире — слежка тоже была глобальной. Впрочем, в качестве хорошей новости сообщается, что президент Обама распорядился снять прослушку с некоторых объектов — там, где в этом нет острой надобности. А также в качестве жеста доброй воли АНБ США больше не будет прослушивать штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Из чего можно понять, что раньше и ее слушали.

Долгопротяжность скандала связана, с одной стороны, с его всеобъемлющим, можно сказать, всемирным характером. С другой стороны, режиссирование скандала ведется достаточно искусно. Если бы все разоблачения были вывалены одномоментно, первичный шок, возможно, был бы сильнее, но затем наступило бы естественное затухание — "Сколько же можно одно и то же мусолить?"

В нашем же случае разоблачения выкладываются порциями, что обеспечивает постоянный интерес. С точки зрения технологии это можно сравнить с панамским скандалом во Франции конца XIX века. Взятки от обанкротившейся компании Панамского канала брали все — и министры, и депутаты, и левые, и правые. Но обнародование данных о взятках происходило не разом, а постепенно, чтобы и политики, и граждане не успокаивались, но держались в подогретом состоянии как можно дольше.

В принципе то, что спецслужбы отличаются неуемной любознательностью, ни для кого секретом не является. Работа у них такая. И СССР, и США еще в давние времена стремились нашпиговать посольство своего партнера жучками "по самое не могу", а французская разведка в 1970-е годы исхитрилась в апартаментах Брежнева во время его визита в Париж отводить содержимое писсуара в специальную емкость, чтобы эксперты могли анализировать мочу генсека, в чем американские спецслужбы пока не замечены.

Но своеобразие нынешнего момента заключается в сверхмассовом охвате. Частый бредень раскинут на всех континентах, а число клиентов, которых слушают, достигает десятков и сотен миллионов. Раньше такого не было просто потому, что технические возможности не позволяли.

В конце 1970-х съемный жесткий диск для компьютера объемом в 5 мегабайт был размером с мотоциклетное колесо. Сейчас самая дешевая флэшка размером с ноготь вмещает в тысячу раз больше. Почувствуйте разницу и почувствуйте, сколько же тут можно всего записать. А если можно, то как же не записать?

С другой стороны, прежде считалось, что шпионаж и прослушка идут, прежде всего, в рамках противостояния двух систем. СССР и его союзники шпионят за странами капитализма, а США и их союзники шпионят за странами социализма. Все как-то понятно.

Теперь на примере АНБ США выясняется, что шпионят за всеми, не делая никакого различия — противник ты, партнер или верный союзник. Разведку интересует все. Возможно, так и раньше было, но не с такой всеохватностью, а главное — на фоне соперничества СССР и США как бы и не замечалось.

Впрочем, согласно американским сведениям, тут все хороши. Директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер заявил на слушаниях в Конгрессе, что иностранные союзники Вашингтона регулярно осуществляют сбор разведданных относительно деятельности американских лидеров. Подождем новой серии разоблачений.