Человеку-легенде Виктору Лавскому исполнилось 95 лет

За его спиной - четыре войны и покорение Северного полюса. Сегодня исполнилось 95 лет одному из самых именитых и заслуженных ветеранов страны - генерал-лейтенанту авиации Виктору Лавскому
За его спиной - четыре войны и покорение Северного полюса. Сегодня исполнилось 95 лет одному из самых именитых и заслуженных ветеранов страны - генерал-лейтенанту авиации Виктору Лавскому
За его спиной – четыре войны и покорение Северного полюса. Сегодня исполнилось 95 лет одному из самых именитых и заслуженных ветеранов страны – генерал-лейтенанту авиации Виктору Лавскому. Воевать он начал еще в Испании, затем была финская кампания, а потом – Сталинград и Япония.

За его спиной – четыре войны и покорение Северного полюса. Сегодня исполнилось 95 лет одному из самых именитых и заслуженных ветеранов страны – генерал-лейтенанту авиации Виктору Лавскому. Воевать он начал еще в Испании, затем была финская кампания, а потом – Сталинград и Япония

Когда Виктор Михайлович Лавский, будучи лейтенантом, оказался в составе отряда добровольцев в Испании, шел уже 37-й год. Гражданская война между франкистами и республиканцами была в полном разгаре. Попал военный штурман на фронт нелегально – как коммерсант под псевдонимом Хулиан дон Педро Валенсиадо. Почему такое имя, Виктор Михайлович не знает – придумали без него. Испанцы советского добровольца звали просто – Викторио. 96 боевых вылетов, один из которых для Лавского мог быть последним. Под Памплоной мессеры подбили самолет и загнали на территорию Франции.

"Мы перелетели во Францию, а впереди нас горы. Что надо делать? И мы по ущелью пересекли Пиренейские горы и вернулись на свой аэродром. Нас уже там не ждали", – вспоминает генерал-лейтенант авиации в отставке, заслуженный военный штурман СССР, кандидат военных наук, профессор Виктор Лавский.

На стороне республиканцев в гражданской войне принимали участие несколько тысяч добровольцев-интербригадистов из 54-х стран мира. Виктор Михайлович вспоминает, что к советским офицерам испанцы относились как к родным. Языковой барьер не был проблемой, тем более что через некоторое время практически все хорошо заговорили на местном языке. Спустя много лет, Лавскому даже предложили гражданство.

"Мы когда туда прибыли, они уже то ли знали, то ли им сказали, но они так дружелюбно сказали: "Руссо пилото! Салют компаньеро!". Такого гостеприимства я нигде не встречал", – улыбается юбиляр.

После Испании была финская кампании. Во время Великой Отечественной войны штурман Лавский сражался на Сталинградском и 4-ом Украинском фронтах. Под Севастополем во время одной из операций был сбит, но как и в Испании, ему вновь повезло.

В пятидесятых, в условиях резкого обострения отношений между СССР и США, в Москве решили строить аэродромы на дрейфующих льдах Арктики – на случай военного противостояния. Тогда и пригодился боевой опыт Лавского. Он был назначен главным штурманом военной авиации экспедиции "Север-5".

"Мы в районе Северного полюса готовили аэродромы. Лично я на самолете-бомбардировщике в качестве лидера водил туда истребители", – рассказывает заслуженный военный штурман.

Уйдя в запас, Виктор Михайлович не бросил любимое дело – готовил штурманов и занимался военной наукой. Мундир генерал-лейтенанта авиации, заслуженного военного штурмана СССР Лавского украшает множество отечественных и зарубежных наград. Но наибольшая гордость – вот эти шесть орденов Красного Знамени. А год назад его объявили человеком-легендой.