Тема:

"МАКС-2011" 12 лет назад

Новинки МАКС-2011 позволят пилотам летать с закрытыми глазами

Даже, казалось бы, новый Superjet 100  и то обзавелся улучшенными модификациями. А в затылок ему уже дышит МС-21, то есть "Магистральный самолет 21 века".

Даже, казалось бы, новый Superjet 100 и то обзавелся улучшенными модификациями. А в затылок ему уже дышит МС-21, то есть "Магистральный самолет 21 века".
фото: П. Кузнецов

Пока МС-21 существует только в виде проекта и макета, но он уже заинтересовал зарубежных партнеров. Интерес к нему в первую очередь проявили российские авиакомпании.

Пока МС-21 существует только в виде проекта и макета, но он уже заинтересовал зарубежных партнеров. Интерес к нему в первую очередь проявили российские авиакомпании.
фото: П. Кузнецов

Эти планеры с длинными белоснежными крыльями, поднявшись на высоту в один километр, могут убрать мотор, а потом еще 40 километров просто парить в небе. И ведь, возможно, именно благодаря таким моделям мир узнал имена многих знаменитых конструкторов.

Эти планеры с длинными белоснежными крыльями, поднявшись на высоту в один километр, могут убрать мотор, а потом еще 40 километров просто парить в небе. И ведь, возможно, именно благодаря таким моделям мир узнал имена многих знаменитых конструкторов.
фото: Катерина Волкова

Даже, казалось бы, новый Superjet 100  и то обзавелся улучшенными модификациями. А в затылок ему уже дышит МС-21, то есть "Магистральный самолет 21 века".
Пока МС-21 существует только в виде проекта и макета, но он уже заинтересовал зарубежных партнеров. Интерес к нему в первую очередь проявили российские авиакомпании.
Эти планеры с длинными белоснежными крыльями, поднявшись на высоту в один километр, могут убрать мотор, а потом еще 40 километров просто парить в небе. И ведь, возможно, именно благодаря таким моделям мир узнал имена многих знаменитых конструкторов.
Общая стоимость заключённых Россией контрактов на МАКС-2011 превысила 7,5 миллиарда долларов. Руководство Внукова договорилось с корпорацией Boeing об увеличении пропускной способности крупнейшего московского аэропорта. Разработки отечественного авиапрома не оставляют шансов конкурентам.

Новости с Международного авиакосмического салона. Общая стоимость заключённых Россией контрактов превысила 7,5 миллиарда долларов. Сегодня руководство Внукова договорилось с корпорацией Boeing о совместной работе над увеличением пропускной способности крупнейшего московского аэропорта. Разработки отечественного авиапрома не оставляют шансов конкурентам. Представлена новейшая система управления самолётами. Она позволяет пилоту, едва ли не с закрытыми глазами вести авиалайнер.

В год столетия российской авиации это и правда, как связь поколений. Пятого, только накануне в небо над Жуковским впервые поднялся самый современный истребитель Т-50, и первого. МиГ-3 летал еще в Великую Отечественную, а сегодня крутит бочки и петли наравне с "Сушками".

То, что обычно остается за кадром просто потому, что не так зрелищно, как полеты – начинка самолетов. Кстати, на МАКС она почти вся российская. Новые суперсовременные двигатели или система авионики.

"Сейчас мы идем на посадку. Впереди нас – аэродром. Есть курс посадки. Мы входим в глиссаду", – демонстрирует разработчик систему автоматической посадки самолета.

Она позволяет не просто управлять любым типом самолета гражданским или военным, причем любой модификации, но и делать это в настолько автоматическом режиме. Так, что даже из кабины можно не смотреть ни на аэродром, ни на взлетно-посадочную полосу. Герой России Анатолий Квочур во время испытаний даже специально завешивает кабину одеялом. И не просто самолета, а сверхзвукового истребителя. Это делается для того, чтобы уж наверняка убедить всех в том, что электронные мозги этой уникальной разработки исключат любой человеческий фактор.

"Построить такую идеологию кабины и такую систему информационного обеспечения экипажа, чтобы при любых условиях и обстоятельствах самолет возвратился на землю", – говорит о задаче разработчиков автоматической системы посадки главный конструктор ФГУП ''Пилотажно-исследовательский центр'', заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Квочур.

- В этом случае лайнер может работать совершенно автономно, не зависеть ни от диспетчера, ни от пилота?

"Да, мы стремимся к этому, и мы создаем предпосылки. Потому, что мы – наука", – утвердительно отвечает на уточняющий вопрос Анатолий Квочур.

Рядом с большими, а иногда, кажется, просто огромными пассажирскими лайнерами, на авиасалоне – самолеты, больше похожие на игрушечные.

- А вы не комплексуете, что вы – такие маленькие, а рядом с вами здоровенные лайнеры?

"Ну, немножко комплексуем", – смеясь, признается представитель российской малой авиации.

Эти планеры с длинными белоснежными крыльями, поднявшись на высоту в один километр, могут убрать мотор, а потом еще 40 километров просто парить в небе. И ведь, возможно, именно благодаря таким моделям мир узнал имена многих знаменитых конструкторов.

"Наши советские конструкторы, как Антонов, Сергей Павлович Королев, конструктор авиационной техники, начинали именно с планеров. Антонов сам являлся конструктором, Королев летал в Коктебеле", – демонстрирует российские планеры на летном поле еще один участник авиасалона МАКС-2011.

Впрочем, большинство представленных здесь образцов, конечно же, ушли далеко вперед от тех, что когда-то разработали в советских КБ. Даже, казалось бы, новый Superjet 100 и то обзавелся улучшенными модификациями. А в затылок ему уже дышит МС-21, то есть "Магистральный самолет 21 века".

"Здесь новые двигатели, которые на 15% экономят топливо сами по себе. Так к этой экономии топлива еще добавляется и эффект от аэродинамики, поскольку только у нас совершенно новое композитное крыло, большего удлинения", – рассказывает о том, чем МС-21 отличается от своих конкурентов, вице-президент корпорации "Иркут" Кирилл Будаев.

Пока МС-21 существует только в виде проекта и макета, но он уже заинтересовал зарубежных партнеров. Интерес к нему в первую очередь проявили российские авиакомпании. "Аэрофлот" совместно с "Ростехнологиями" договорились о закупке 50 лайнеров. А скоро, это уже говорят чиновники Минтранса, МС вместе с Superjet должны стать основой всей российской авиации. До 2025 года отечественному авиапарку потребуется как минимум полторы тысячи новых лайнеров.

"Те самолеты, которые выпускаются авиапромом, авиакомпаниями приобретаются. Все, что запланировано к выпуску на 2011-2012 годы, законтрактовано, и авиакомпании находятся просто в режиме ожидания того, что эти самолеты будут произведены", – описывает ситуацию в российской авиационной промышленности заместитель министра транспорта России Валерий Окулов.

Российскую авиацию нужно не только развивать, но и поддерживать на уровне государства, говорят политики – частые гости авиафорума.

"Мы были ведущей авиационной державой мира. Каждый третий пассажир в мире летал либо на "Илах", либо на "Тушках". Что касается Ульяновского авиазавода, то я на нем много раз был. Это один из крупнейших авиазаводов. Завод способен производить не один десяток машин высшего класса. ТУ-204СМ – это прекрасная машина", – подчеркнул приехавший в Жуковский председатель ЦК КПРФ и руководитель фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов.

Завтра МАКС-2011откроется уже не только для специалистов, но и для обычных посетителей.

Впереди еще три дня, которые станут уже не днями контрактов, а днями шоу. Каждый сможет потрогать и пощупать любые образцы современного авиастроения. И, конечно, увидеть их над Жуковским. Для этого, конечно, придется потренировать шею – ведь это очень не просто – несколько часов подряд смотреть в небо.