Космическая трагедия: чёрная дыра разорвала звезду на глазах астрономов

Чёрная дыра вытянула звезду в спагетти и уничтожила её.

Иллюстрация ESO/M. Kornmesser.

Астрономы в небывалых подробностях разглядели уничтожение звезды сверхмассивной чёрной дырой.

Земные телескопы зафиксировали, как сверхмассивная чёрная дыра разорвала звезду, подошедшую слишком близко. Впервые учёные наблюдали это явление так близко и в таких подробностях.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Вести.Ru подробно рассказывали о том, как чёрные дыры разрушают приблизившиеся к ним звёзды. Гравитация монстра буквально вытягивает светило в струну, похожую на спагетти. Это называется спагеттификацией. Получившаяся "макаронина" всё больше растягивается и в конце концов разрывается на куски. Падая на чёрную дыру, эти фрагменты сильно разогреваются и испускают мощное излучение. С Земли это выглядит как серия кратких вспышек, сливающаяся в одну продолжительную.

Астрономы наблюдали всего несколько десятков таких событий. При этом крайне редко подобную катастрофу удаётся отследить с самого начала. Обычно наблюдатели замечают вспышку уже в разгаре явления.

С событием AT2019qiz учёным повезло. Во-первых, оно произошло "всего" в 215 миллионах световых лет от Земли. Это самый близкий из подобных катаклизмов.

Во-вторых, наблюдатели обнаружили вспышку ещё на ранней стадии и тут же подключили к работе оптические, радио-, рентгеновские и ультрафиолетовые телескопы. В числе изучавших AT2019qiz инструментов был даже крупнейший в мире оптический телескоп VLT.

Наконец, обнаружив явление в самом начале, специалисты следили за его развитием на протяжении шести месяцев.

Всё это вместе взятое позволило изучить космический катаклизм в небывалых подробностях.

В частности, астрономы разобрались в природе досадной помехи – завесы вещества, которая окружает чёрную дыру во время катастрофы и мешает наблюдениям. Подтвердилось, что она состоит из остатков самой разрушенной звезды. Сильные взрывы, происходящие при падении вещества на "хищницу", выбрасывают часть падающей материи обратно.

"Из-за того что мы поймали это явление на ранней его стадии, мы сумели увидеть, как из окрестностей чёрной дыры истекает поток вещества со скоростью до десяти тысяч километров в секунду, который и образует завесу из пыли и осколочного материала", – рассказывает соавтор статьи Кейт Александер (Kate Alexander) из Северо-Западного университета США. – Уникальная возможность заглянуть за занавес впервые указала на происхождение экранирующего материала и позволила в реальном времени проследить за тем, как он окружает чёрную дыру".

По расчётам учёных, погибшее светило имело примерно солнечную массу, а погубившая его чёрная дыра была более чем в миллион раз массивнее.

Невероятно подробные наблюдения за AT2019qiz помогут многое понять о других подобных событиях, не зафиксированных в таких деталях.

Учёные уже сравнивают полученные данные с Розеттским камнем, который, как известно, стал ключом к расшифровке египетских иероглифов.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о звезде, обглоданной чёрной дырой до самого сердца.