Ученые исследовали эволюцию лап в крылья у предков птиц

Для одних динозавров оперение служило дополнительной защитой, для других (как для этих овирапторов) √ способом демонстрации своего превосходства над конкурентами. При этом маловероятно, что динозавры с их помощью летали или хотя бы планировали

(иллюстрация Science/AAAS).

Скелет тирекса

(иллюстрация Johann "nojhan" Dreo/Wikimedia Commons).

Скелет эму

(фото Sklmsta/Wikimedia Commons).

Скелет тирекса
Скелет эму

Многие динозавры, включая знаменитого тирекса, обладали щуплыми передними лапами. Но палеонтологи обнаружили, что чем крупнее становились передние лапы ужасных ящеров, тем больше они напоминали осанкой и движениями птиц. Позднее все эти признаки перешли и самим птицам.

"Наше исследование показало, как постепенно наращивалась масса передних конечностей, как они становились длиннее, мускулистее и становились всё более приспособленными для маховых движений во время полёта", — рассказывает один из авторов работы профессор Джон Хатчинсон (John Hutchinson) из Лаборатории структур и движения (Structure & Motion Lab) в Королевском ветеринарном колледже.

Команда Хатчинсона создала трёхмерные изображения скелетов 17 архозавров – группы, в которую входят крокодилы, динозавры, птерозавры, птицы и другие. Затем учёные искусственно нарастили на кости плоть, чтобы оценить форму тела и отдельных его частей (головы, лап и хвоста).

Таким образом исследователи выяснили, что чем крупнее становились передние конечности, которые позднее превратились у некоторых видов в крылья, тем больше перемещался вперёд центр масс животных и тем больше сгибались к земле задние конечности, изменялось их положение. Так, если двуногие динозавры были более-менее прямоходящими, то, к примеру, манирапторы, которые дали начало птицам, уже имели скрюченное положение тела. Конечно, осанка и положение "ног" варьируется даже у современных птиц, но все они в целом обладают видоизменёнными пригнутыми к земле задними конечностями.

Нынешнее исследование напоминает другую теорию, согласно которой, динозавры стали больше похожи на птиц из-за укорочения и уменьшения хвоста. Хатчинсон и его коллеги не противопоставляют свой результат прежним выводам палеонтологов, но полагают, что это была вторая стадия процесса превращения. "Укорочение хвоста совпало с уменьшением соответствующей мышцы, которая прикрепляется к бедру и двигает ногу вперёд и назад. У птиц этот мускул почти исчез", — говорит Джон.

Почему произошли все эти изменения, учёные не уточняют. Вероятно, динозаврам необходимы были мощные передние конечности для захвата-манипулирования добычей или едой, затем, возможно, для лазания. Только через некоторое время они воспользовались развитыми лапами для планирования и полёта.