Тема:

Фильм "Конек-Горбунок" 3 дня назад

Смогут ли сказки стать "нашими кинокомиксами Marvel"

К жанру сказки, популярному в советское время, российский кинематограф пытался вернуться несколько раз, но все не получалось: то с идеями сложности, то с бюджетами. Какие вообще сказки из числа вышедших в прокат за последние 10 лет вам запомнились, помимо "Последнего богатыря"? С большой долей вероятности, вы не вспомните ни одного названия. А проектов было несколько: первый эксперимент на этом поприще в современном прокате поставило российское подразделение студии Disney, выпустившее в 2009 году ленту "Книга мастеров". При производственном бюджете 8 млн долларов, он заработал 11 млн долларов, то есть не окупился (половина сборов отходит к кинопоказчикам). Критики похвалили желание кинопроизводителей вернуть жанр сказки на экраны, но при этом раскритиковали "Книгу мастеров" за многочисленные заимствования из голливудских фильмов. Затем были фильмы "Сказка. Есть" (2011), "Реальная сказка" (2011), "Страна хороших деток" (2013). Ни один из этих проектов не смог найти отклик в сердцах зрителей, чтобы привлечь их в кинотеатры.

Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ, продюсер фильма "Конек-Горбунок":

"Disney лет десять назад снял "Книгу мастеров". После этого долгое время практически ничего не было. Только сейчас мы добрались до необходимого уровня развития технологий (это и компьютерная графика, и визуальные эффекты, и то, что связано со звуком и музыкой), а также выделения бюджетов. Ну и сценарно как-то пытаемся догнать и восстановить какие-то навыки, которые долгое время не были востребованы. Рассказывать сказочную историю – дело вдвойне ответственное, непростое".

"Книга мастеров" – своего рода первопроходец в современном российском прокате. Именно этот фильм должен был стать первым в череде русскоязычных проектов компании Disney, для которой давно стало привычным выходить на рынки разных стран и создавать там национальный контент. С "Книгой мастеров" не вышло, а затем один из крупнейших игроков российского бокс-офиса на восемь долгих лет затаился. Сказка "Последний богатырь", устроившая революцию в прокате, представляла собой копродукцию Disney с отечественной кинокомпанией Yellow, Black and White. Премьера фильма состоялась в 2017-м: при бюджете 352,5 млн рублей "Последний богатырь" заработал 1,7 млрд рублей, что позволило ему стать одним из самых кассовых фильмов года. После такого успеха были запущены сразу два сиквела – "Последний богатырь: Корень зла" и "Последний богатырь 3". Бюджет второй части, согласно данным Фонда кино, составил уже 650 млн рублей. В прокате, даже несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, "Корень зла" смог заполучить чуть больше 2 млрд рублей. Теперь страна ждет выхода третьего фильма – ориентировочно в конце 2021-го или в начале 2022 года.

Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ:

"Жанр сказки, даже если не сравнивать с голливудскими комиксами, мог бы давно стать для наших зрителей тем же, чем эти самые комиксы стали для американцев. Просто мы долгое время не имели возможности снимать сказки, поскольку это один из самых дорогих жанров кино, если не сказать самый дорогой. Вообще фильмы для детей – это самое дорогое кино. Его любят смотреть и взрослые, и молодежь. Довольно продолжительное время у российских кинематографистов просто не было возможности делать такое кино".

Так что же показал опыт "Последнего богатыря"? Что при определенном уровне качества, сказки в российском прокате могут быть успешнее эталонных голливудских блокбастеров с заставкой Marvel вначале. Понимая это, продюсеры охотнее выделяют деньги на съемки семейных фэнтези-проектов, требующих колоссальных средств, – на декорации, компьютерную графику, разработку ноу-хау. Например, для "Конька-Горбунка", вышедшего на экраны на волне успеха "Корня зла", создали специальную технологию под названием "Вьюга": на съемочной площадке она позволяла "достраивать" пространство, чтобы увидеть, что в нем примерно будет после монтажа. "Конек-Горбунок" – фильм, в котором сказочных персонажей играют настоящие актеры – сделать это позволяет технология motion capture, та самая, которую Джеймс Кэмерон использует для работы над "Аватаром". Фактически львиная часть бюджета ушла на компьютерную графику. Не было бы денег – не было бы фильма, потому что когда нет средств на воплощение идей, лучше отложить историю на полку и надеяться, что когда-нибудь в будущем появится возможность вернуться к ней. В итоге ведь нужно не просто снять фильм, нужно, чтобы зрителям он понравился. Потому что, когда нет кассовых сборов, в производство многомиллионных блокбастеров вкладываться никто не будет. Кино все-таки остается коммерческим продуктом.

С мультфильмами ситуация обстоит намного лучше. Несмотря на то, что работа над анимационными проектами занимает больше времени, чем над художественными, сказок здесь на экраны вышло в разы больше. Начиная с 2011 года студия "Мельница" выпустила в прокат уже 15 мультфильмов в рамках киносерий о богатырях и Иване Царевиче (совокупные сборы – около 200 млн долларов). А в 2012-м состоялась премьера мультфильма "Снежная королева" студии Wizart Animation, который затем обзавелся еще тремя сиквелами (совокупные сборы – около 50 млн долларов) – эти мультфильмы вышли не только в российский, но и в мировой прокат. В работе находится пятая часть.

Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ:

"Когда-то мы начали сказочную тему возрождать в мультфильмах. Ну вот "Карлика-Носа" сделали лет 20 назад. И он успешен до сих пор – его активно показывает по телевизору и смотрят в Интернете. Или вот "Три богатыря", которые тоже, в общем-то, являются сказкой. Потом к нам присоединились и другие коллеги".

В мае 2016 года в рамках киножурнала "МУЛЬТ в кино" состоялась премьера мультсериала студии "Паровоз" под названием "Сказочный патруль" и в этом же году сериал вышел в эфир федерального детского телеканала "Карусель". События "Сказочного патруля" разворачиваются в городе Мышкин. Помимо простых жителей, там обитают сказочные персонажи — и леший, и изба на курьих ножках, и кот ученый. А четыре девочки-волшебницы помогают сохранять баланс между миром сказок и людей. Весной на телеэкраны выходит уже третий сезон, а в работе и полнометражный мультфильм "Кощей. Начало".

Антон Сметанкин, генеральный директор анимационной студии "Паровоз":

"По заказу "ЦТВ" в этом году мы заканчиваем работу над нашим первым полнометражным мультфильмом "Кощей. Начало", который рассчитан на семейную аудиторию. Осенью планируем выпустить его в прокат. В разработке студии находится еще один абсолютно новый проект, в подробности о котором мы надеемся вас посвятить ближе к лету".

Эксперты прогнозируют, что в случае снятия ковидных ограничений "Последний богатырь 3" в декабре 2021-го вполне может заработать 3 млрд рублей и более. В начале текущего года, когда в прокат вышел сиквел, во многих российских регионах были установлены жесткие лимиты на заполняемость кинозалов. В частности в Москве мэр Сергей Собянин разрешил продавать на сеансы лишь 25% мест. Соответственно, по показателю упущенной выгоды "Корень зла" совершенно точно пересек бы отметку 2,5 млрд рублей. Однако такие результаты стали возможны в том числе и благодаря тому, что в тот момент в прокате практически не работали голливудские релизы. Можно предположить, что теперь Минкульт будет более тщательно "расчищать" премьерные даты для отечественных блокбастеров, отодвигая на второй план иностранные новинки. Другое дело, что зрителей обмануть сложно: если фильм получился плохим, то 3 млрд рублей он точно не соберет. Продюсеры это понимают, поэтому в свои проекты вкладываются по максимуму. Причем, как в интервью нам рассказал Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ, продюсеры понимают, что их картины могут не окупаться, по крайней мере первое время. Доверие аудитории нужно заслужить – именно этот процесс сейчас и происходит.

Мария Парфенова, главной автор сериала "Сказочный патруль":

"Будущее у сказок в российском кинематографе безусловно есть. Более того, русские сказки имеют большой потенциал успеха у публики во всем мире и вполне способны стать для зрителей тем же, чем стали комиксы Marvel. С развитием компьютерной графики мы можем реализовывать любые фантазии. Ведь сказка – это не просто какая-то детская история. Она имеет очень глубокие основы. С помощью современных технологий всем известные сказочные сюжеты можно развить в грандиозное фэнтези. И не только для детской аудитории. В последние годы разработка жанра сказки стала вестись активней".

Планов у кинематографистов много – не все из них удастся реализовать. Бюджеты, выделяемые в нашей стране на создание фильмов, несопоставимы с голливудскими. Но даже несмотря на это, здесь и сейчас люди стараются делать свою работу так, чтобы производимый ими контент нравился не только российским, но и зарубежным зрителям. Сказка вполне может стать продуктом, ориентированным на международные рынки. То же самое несколько лет назад произошло с комиксами Marvel, которые неизменно выходят на экраны во всех странах мира в статусе ожидаемых блокбастеров. Одно то, что самый кассовый фильм киновселенной Marvel "Мстители: Финал" в нашей стране без каких-либо ограничений освоил 2,6 млрд рублей, а фильм "Последний богатырь: Корень зла" в условиях жестких лимитов собрал всего на 535 млн рублей меньше, говорит о многом.

Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ:

"Я благодарен тем киносказкам, которые я смотрел в детстве. У нас есть проект, который называется "Маленький Мук", – мы его планируем осуществить. Также есть еще две разработки, которые мы планируем довести до конца. Если "Конек-Горбунок" будет иметь успех, нас это вдвойне вдохновит. Верим в "Конька". Очень нужное дело, очень важное, интересно производить такие фильмы – большие, красочные, волшебные. Это такое приключение, от которого не хочется отказываться. Но тут нужно, чтобы нас поддержали зрители".

Первые выходные принесли "Коньку-Горбунку" более 500 млн рублей, во второй уикенд он заработал еще 231,6 млн рублей. Миллиард прогнозируют к концу третьих выходных. На стороне "Конька" – положительные отзывы уже посмотревших этот фильм зрителей, соскучившихся по русским сказкам на большом экране. Многие родители, вспомнив те детские фильмы, которые они сами смотрели в юные годы, поведут своих детей именно на отечественную картину, подтвердив тем самым новый статус этого сказочного жанра в российском кино.