Вести.net: "Яндекс.Дзен" запустил проверку на фейки

"Яндекс" приступил к тестированию программы проверки фактов публикаций пользователей блог-платформы "Дзен". Алгоритмы легко распознают обнаженную натуру, способны выявлять расизм и оскорбления, а вот отследить недостоверную информацию – это гораздо сложнее.

"Яндекс" приступил к тестированию программы проверки фактов публикаций пользователей блог-платформы "Дзен". Алгоритмы легко распознают обнаженную натуру, способны выявлять расизм и оскорбления, а вот отследить недостоверную информацию – это гораздо сложнее.

Александр Соболь, директор по работе с партнерами "Яндекс.Дзена": "Есть документы, которые формально не нарушают никаких правил, у них нет никаких агрессивных заголовков, они выглядят как обычные спокойные материалы, при этом эти факты могут быть ложными. Они могут вводить в заблуждение пользователей и, таким образом, наносить вред тем, кто читает ленту "Дзена". И понятно, что такие факты обычный модератор или, тем более алгоритм, не может определить, не может их проверить достаточно быстро. Мы решили пойти путем западных компаний и найти партнеров, которые будут нам помогать проверять контент на достоверность фактов".

В качестве партнеров выступили ТАСС и "Интерфакс". Главный критерий при выборе – наличие экспертизы в области фактчекинга. Также в списке партнеров значится Высшая школа экономики, которая будет помогать разбираться с самой сутью проблемы, что такое фейки и как они влияют на общество, как их лучше находить. Обещают, что круг партнеров и дальше будет расширяться.

Проверке будут подвергаться только факты, которые можно сравнить с данными из других источников: цифры, цитаты. Конечно, проверить весь контент (в "Дзене" ежедневно появляются около 40 тысяч публикаций) — задача непосильная, поэтому пристально смотреть будут только те, которые быстро набирают популярность или где много жалоб на ложную информацию.

Происходит это следующим образом. После того, как пользователь дизлайкнул какую-либо публикацию, у него спрашивают причину — это может послужить сигналом, что нужно этот документ дополнительно проверить. Сама проверка будет занимать от четырех до шести часов, каждая публикация просматривается двумя партнерами. Если проверяющие единогласно решат, что факты публикации не соответствуют действительности, то такой материал или будут реже показывать на платформе, или совсем удалят в зависимости от объема ложной информации. Ну а если не будет достигнут консенсус, на таких материалах будет размещена плашка: "проверить достоверность информации не удалось". Также будет существовать некий арбитраж – автор удаленной публикации сможет обратиться в "Яндекс" и оспорить это решение.

Александр Соболь, директор по работе с партнерами "Яндекс.Дзена": "Так как проверка разных публикаций может занимать разное количество времени, то и цена может варьироваться, но условно цена может быть до нескольких тысяч рублей".