Муравьи научились убивать врагов струёй газа

Муравьи приближаются к термиту на 5-10 миллиметров и направляют на него жала. Через 10 минут враг побеждён. На снимке D муравей заставляет чужаков отступить от мёда, надвигаясь на них с выставленным жалом (фото A. Rifflet et. al, PLoS ONE).
Некоторые муравьи предпочитают сражаться с врагом при помощи ядовитого газа, не приближаясь к превосходящим их по размерам обидчикам. По крайней мере, именно такую тактику избрал вид африканских муравьёв, обнаруженных французскими энтомологами.

Некоторые муравьи предпочитают сражаться с врагом при помощи ядовитого газа, не приближаясь к превосходящим их по размерам обидчикам. По крайней мере, именно такую тактику избрал вид африканских муравьёв Crematogaster striatula, обнаруженных французскими энтомологами.

Учёные заметили, что муравьи одного из лесов Камеруна, собираются в группы по 15 особей и атакуют более крупных термитов с некоторого расстояния, выплёскивая из жал в сторону врага яд, который тут же превращается в невидимое облако поражающего газа.

Затем насекомые наблюдают за тем, как жидкость парализует и убивает термита, и лишь потом приступают к делу – оттаскивали жертву в своё гнездо.

В статье в журнале PLoS ONE энтомологи отмечают, что такая тактика позволяет мурашам убить жертву, не подвергая себя опасности. Кроме того, враги и другие виды муравьёв боятся яда и потому обходят помеченные им территории стороной (учёные провели опыт, в котором насекомым была предложена капля мёда).

Исследователям пока неизвестно, как действует токсичное вещество, парализующее врагов C. striatula, но они надеются раздобыть эту информацию, чтобы создать новые виды эффективных инсектицидов (препаратов, отпугивающих насекомых).