Основатель Facebook переселяется в метавселенную

Марк Цукерберг, основатель Facebook (запрещена в РФ), переселяется в метавселенную. По данным The Wall Street Journal, он настолько уверен в концепции виртуального мира, что не просто переименовал свою компанию в Meta (запрещена в РФ), но и требует от всех сотрудников и даже инвесторов приходить к нему на встречи исключительно в эту самую метавселенную. И вообще считает, что будущее интернета выглядит именно так.

Под термином метавселенная понимается не набор приложений, а некий единый для всех пользователей и разработчиков мир, куда можно получить доступ с помощью обычных компьютеров и смартфонов, а также с помощью устройств дополненной и виртуальной реальности.

Но пока никто эту метавселенную еще не видел, и представления у всех компаний разные. Как считалось, Цукерберг строит свою платформу вокруг социальных активностей (общение с друзьями и игры с ними), Microsoft — вокруг рабочих процессов (в первую очередь, встреч с коллегами и совместной работы в виртуальной и дополненной реальности). Так вот, Цукерберг, судя по всему, тоже намерен развивать деловой аспект своей метавселенной, причем начиная с себя и требуя того же от своих сотрудников.

Впрочем, The Wall Street Journal полагает, что Цукерберг в VR еще и пытается буквально спрятаться от проблем, устав от скандалов, которые раздирают Facebook и Instagram (запрещена в РФ). Последний скандал может вообще иметь для корпорации серьезные последствия. Бывший менеджер Facebook Фрэнсис Хауген дала показания против компании в Сенате и обвинила ее в том, что та намеренно продвигает контент, провоцирующий ненависть, и, более того, зарабатывает на том, что оказывает разрушительное влияние на подростков. В итоге политики обсуждают возможность санкций, вплоть до дробления корпорации, а акционеры требуют немедленного решения проблемы.

***

Между тем будущие нарисованные миры обрастают аппаратными возможностями. Компания bHaptics представила перчатки для виртуальной реальности TactGlove. Главный прорыв: относительно доступная цена всего в 300 долларов, что вполне сопоставимо с другим оборудованием для виртуальной реальности.

Это знаковое событие, потому что до сих пор из всех пяти чувств разработчики цифровых миров могли воздействовать только на зрение и слух. Действия руками в виртуальном пространстве — это либо джойстики, что неудобно, либо захват движений камерами. И, в любом случае, нет обратной связи, нет тактильного ощущения от прикосновения, непонятно, когда взял нарисованный предмет в руки. Этого не хватает даже для простых игр в VR. А тут на пороге уже целые метавселенные.

Первые прототипы перчаток для VR появились больше 30 лет назад и даже пошли в серию, но успеха не снискали. С тех пор уже и VR-шлемы стали массовыми, а вот перчатки так и не выпустили. Пока хоть сколько-нибудь работающие устройства есть у американской компании HaptX, мы их даже тестировали два года назад. Но устройство громоздкое и ужасно дорогое. Аналогичные перчатки разрабатывает Meta (бывший Facebook), но там только начало работ плюс подозрения в некорректном заимствовании идеи у HaptX.

То, что представила bHaptics, имеет все шансы стать первым по-настоящему массовым устройством. Это легкие беспроводные перчатки, на подушечке каждого пальца — актюатор. Только один (а не десятки, как в дорогих прототипах), но говорят, что этого хватит, чтобы почувствовать сам факт прикосновения. И даже отличить на ощупь разные поверхности. Силу нажатия пока новые перчатки, похоже, передать не смогут. Это, опять же, удел более сложных конструкций.

Предполагается, что устройство будет совместимо с HoloLens от Microsoft и Meta Quest. От одной зарядки перчатки проработают 4 часа. Первую публичную демонстрацию обещают через пару дней в рамках выставки CES в Лас-Вегасе. Версия для разработчиков выйдет во втором квартале, а к концу года начнется серийное производство.

Кстати, у той же компании есть еще VR-жилет TactSuit. Он уже продается и используется для обратной связи в играх-шутерах. Стоит он 500 долларов, правда, пока массовым не стал, хотя и получает хорошие отзывы пользователей.