Электрический транспорт нанесёт вред экологии в недалёком будущем

Электроавто не смогут улучшить экологическую обстановку, если не будет решён вопрос утилизации и переработки аккумуляторных батарей.

Электроавто не смогут улучшить экологическую обстановку, если не будет решён вопрос утилизации и переработки аккумуляторных батарей.
Фото с сайта pixabay.com.

Автомобили с традиционным бензиновым двигателем выбрасывают значительное количество углекислого газа в атмосферу. Во внедрении электрического транспорта многие видят решение этой проблемы. Однако такое решение порождает целое семейство новых проблем, в том числе экологических.

Автомобили с традиционным бензиновым двигателем выбрасывают значительное количество углекислого газа в атмосферу, что изменяет природный баланс и оказывает влияние на климат. Во внедрении электрического транспорта многие видят решение этой проблемы.

Однако и электрические автомобили не являются панацеей (до тех пор пока их питают электростанции, сжигающие традиционные виды топлива). Кроме того, есть ещё одна проблема: электроавто не смогут улучшить экологическую обстановку, если не будет решён вопрос утилизации и переработки аккумуляторных батарей. Исследование на эту тему было недавно опубликовано в журнале Nature.

Только за 2017 год по всему миру было продано более одного миллиона электромобилей. Авторы работы подсчитали, что только от этих машин в конечном итоге останется 250 тысяч тонн аккумуляторных батарей. Если они окажутся на свалках, то велик риск возникновения так называемого теплового разгона аккумулятора. В результате химической реакции в батарее может произойти нагрев, а затем и её взрыв. Но это полбеды. Известно, что аккумуляторы отравляют почву, воздух и воду содержащимися в них тяжёлыми металлами и щелочами (и это относится ко всем батареям и батарейкам).

Однако и это не единственная проблема. Литиевые батареи для электромобилей изготавливаются на основе кобальта – металла, который добывается в основном в Конго. Растущий спрос на кобальт в регионе привёл к использованию детского труда, а также к социальным и экологическим последствиям. В то же время в чилийском городе Салар-де-Атакама на горнодобывающую деятельность и производство лития уходит 65% воды региона. Это, в свою очередь, вредит фермерским угодьям, которым её не хватает.

Ведущий автор исследования Гэвин Харпер (Gavin Harper) из Бирмингемского Университета видит решение этой проблемы даже не в утилизации аккумуляторов, а в повторном использовании уже отработанных. Это сократит потребность в добыче материалов, необходимых для изготовления новых батарей. Однако рынок электрических электромобилей развивается настолько быстро, что переработка просто не поспевает за ним.

Причина в том, что все аккумуляторы разные по размеру и строению, а это значит, что разбирать их приходится вручную. Это долго, сложно и неэффективно. Ускорить и упростить процесс поможет роботизированный разбор батарей, но в таком случае аккумуляторы должны соответствовать неким единым стандартам, которых пока нет.

"Идея единого дизайна [аккумулятора] для переработки – это то, что производители батарей должны иметь в виду [уже сегодня]", – говорит соавтор исследования Линда Гейнс (Linda Gaines) из Аргоннской национальной лаборатории в США.

Авторы работы планируют воплощать в жизнь намеченные решения проблемы, однако пока не известно, когда будет разработан единый дизайн источников энергии.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о ещё одной причине, по которой электромобили принесут Китаю больше загрязнений, чем их бензиновые собратья, а также о том, что пока одни предлагают эффективные способы переработки аккумуляторов – другие разрабатывают новые концепции экологически чистых батарей.