Найден способ вырастить новые коренные зубы

Учёные уже много лет ищут безопасный способ активировать регенерацию зубов.

Фото Pixabay.

Учёные из Японии нашли способ вырастить целый зуб всего за один сеанс терапии. Что удивительно, для этого понадобилось выключить всего один ген.

Коренные зубы даны человеку один раз и должны прослужить ему всю жизнь. Но зубы редко сохраняются надолго в целости. Они подвержены болезням и травмам. А "отрастить" новые не представляется возможным... Однако достижения науки не перестают нас удивлять, и, возможно, однажды мы забудем о зубных имплантатах. Именно такое будущее может подарить нам новая работа японских учёных.

Исследователи из Университетов Киото и Фукуи нашли средство, которое позволяет вырастить новые зубы.

Многообещающее исследование было опубликовано в журнале Science Advances.

Учёные выяснили, что антитела к гену USAG-1 стимулируют рост зубов у мышей с аномалией развития – так называемой агенезией зубов (отсутствием некоторых зубов с рождения).

Агенезия встречается не только у грызунов. У 1% населения Земли от рождения тоже вовсе не 32 или даже 28 зубов: некоторые люди из-за различных врождённых аномалий обладают большим или меньшим набором.

В развитии зубов задействовано множество элементов, но учёные выделили два ключевых: костный морфогенетический белок BMP и сигнальный путь Wnt, который также является белковой структурой.

Белки Wnt и BMP участвуют в формировании многих тканей и органов ещё на самых ранних этапах развития эмбриона. Поэтому препараты, воздействующие на их активность, не слишком популярны: побочные эффекты от их применения могут нарушить работу всего организма.

Исследователи уже знали, что подавление работы гена USAG-1 активирует рост зубов. Более того, этот ген взаимодействует с белками BMP и Wnt. Поэтому группа учёных решила воздействовать именно на USAG-1, чтобы ограничить возможные негативные эффекты терапии.

Учёные использовали моноклональные антитела для воздействия на выбранный ген. Такие антитела часто используются для лечения рака, артрита и при разработке вакцин.

Ряд экспериментов позволил исследователям определить один тип антител, которые прицельно подавляют взаимодействие USAG-1 исключительно с белком BMP.

В итоге одного введения препарата оказалось достаточно для того, чтобы вырастить целый зуб. Последующие эксперименты показали, что терапия точно так же воздействует и на зубы хорьков.

К слову, у хорьков, как и у людей, молочные зубы сменяются коренными в течение жизни (это явление называется дифиодонтизм). Поэтому учёные считают последний эксперимент особенно успешным.

В дальнейшем они планируют продолжить исследования с участием более крупных животных: свиней и собак. Если они дадут столь же впечатляющий результат, вполне возможно, что однажды люди перестанут бояться стоматологов. Ведь будет проще вырастить новый зуб, чем залечить имеющийся.

Ещё больше интересных научных новостей читайте на Смотрим.рф.