Тема:

Психология 7 месяцев назад

Новая иллюзия заставляет видеть мерцающие лучи там, где их нет

Иллюзия получила название "Сверкающая звезда", так как человек видит на ней лучи света, которых в реальности нет.

Иллюстрация Michael Karlovich/Recursia LLC.

Оптическая иллюзия, которая выглядит как звезда со множеством лучей, была создана художником-нейропсихологом.

Новый тип оптической иллюзии, созданный художником, изучающим психологию, ещё раз доказал, что визуальное восприятие носит конструктивный характер.

Поясним, что термин "конструктивный характер восприятия" означает, что восприятие — это не одна лишь пассивная обработка сигналов от органов чувств. Оно зависит также от неких неосознаваемых нами процессов, происходящих в мозге. Они порой дополняют и "собирают" визуальный образ в нечто, не совсем соответствующее картинке, которую мы видим.

И новая оптическая иллюзия доказывает существование этого в буквальном смысле незримого процесса.

"Исследование иллюзий помогает нам понять, как происходит обработка визуальной информации, так как иллюзии помогают нам отличать простое ощущение свойств физического объекта от субъективного восприятия", – объясняет создатель иллюзии Майкл Карлович (Michael Karlovich), основатель проекта Recursia Studios.

Исследователи назвали новую иллюзию "Сверкающая звезда" (Scintillating Starburst).

Сама фигура состоит из нескольких расположенных по кругу звёздчатых многоугольников. Глядя на неё, человек может увидеть сияющие лучи, которые поблёскивая, исходят из центра фигуры. В реальности их, конечно же, нет. На то она и иллюзия.

"Это исследование показывает, как мозг "соединяет точки", чтобы создать субъективную реальность из того, что есть у нас перед глазами. Оно указывает на конструктивный характер восприятия", – добавил ведущий автор исследования Паскаль Уоллиш (Pascal Wallisch) из Нью-Йоркского университета.

Авторы работы признают, что эффекты этой иллюзии, на первый взгляд, напоминают эффекты других иллюзий, основанных на сетчатой структуре объектов. Однако их "сверкающая звезда" создаёт ранее не описанные учёными эффекты. Среди них мерцающие иллюзорные линии, соединяющие точки пересечения многогранников.

Чтобы лучше понять, на чём основано восприятие этого класса иллюзий, исследователи предложили взглянуть на "сверкающую звезду" более чем сотне добровольцев. Им было показано 162 вариации звезды, которые отличались размером, сложностью и яркостью изображения.

Выяснилось, что на восприятие иллюзии влияет целый ряд факторов, таких как контрастность и ширина изображения, а также количество вершин многоугольников.

В частности, большое количество точек пересечения приводит к появлению боле яркой и мощной иллюзии, сообщают авторы в пресс-релизе Нью-Йоркского университета.

Исследование было опубликовано в открытом доступе в издании i-Perception.