"Джокер" и другие кинокомиксы, изменившие кинематограф

Warner Bros., UPI Россия
Warner Bros., UPI Россия

Сегодня, 16 августа, в мире отмечается необычный праздник – День Джокера, культового злодея из комиксов DC, врага Бэтмена, которого, пожалуй, знают все. Джокер оставил заметный след не только в истории комиксов, но и в истории кино. В честь Дня Джокера вспоминаем кинокомиксы, изменившие мировой кинематограф.

"Джокер" (2019)

Этот фильм режиссера Тодда Филлипса удивил многих уже тем, что он стал участником Венецианского кинофестиваля (и, к слову, получил его главный приз – "Золотого льва"). После премьерного показа "Джокеру" устроили восьмиминутную "стоячую" овацию. Долго хлопали и когда Филлипс вышел на сцену, чтобы получить заветную статуэтку. Позднее Хоакин Феникс, исполнивший в фильме главную роль, получил премию "Оскар".

"Джокер" – это не суперзлодейское и не супергеройское кино, а комикс, переосмысленный в формат драмы. Артур Флек, главный герой истории и будущий Джокер, встает на сторону зла не по тому, что изначально был злым. Напротив, из-за своей доброты он превратился в посмешище для тех людей, которым пытался понравиться. "Джокер" Тодда Филлипса поднял очень злободневную тему влияния общества на обычного человека.

"Темный рыцарь" (2008)

Без сомнений, именно "Темный рыцарь" Кристофера Нолана продемонстрировал простым зрителям и академикам, что в жанре комиксов есть простор для маневра. Да, в целом вся трилогия о Бэтмене получилась из ряда вон выходящей – она выбила почву у привычных нам кинокомиксов, таких как "Люди Икс" или "Человек-паук", и продемонстрировала совершенно новый подход к рассказу таких историй, более мрачный и реалистичный. А в "Темном рыцаре" нашлось место и актерской игре: Нолан показал Джокера, роль которого воплотил ныне покойный Хит Леджер, таким, каким его мало кто себе представлял. Именно этот Джокер впечатлил общественность, заставил обсуждать его, а не Бэтмена – персонажа, который вроде бы должен был главенствовать в этой истории. Но нет, Нолан вывел на первый план злодея – и этот фильм повествует именно о нем.

"Бэтмен" (1989)

Бэтмен от Тима Бертона – символ поколения, не имеющий ничего общего с современной супергероикой. К тому же, эта версия истории Темного рыцаря снята в характерном для Бертона готическом стиле. Нет, от этого фильмы киносерии не стали мрачнее, а, напротив, обрели новые оттенки. Бертон сталкивал Бэтмена с различными злодеями, порой несуразными (как, например, Пингвин), подбирал ему яркие тандемы (как с Женщиной-кошкой), ухитряясь не запутаться в рассказываемой истории. И хотя к самому Бертону можно относиться по-разному, своим "Бэтменом" он вдохновил многих режиссеров.

"Люди Икс" (2000)

Эра современных комиксов началась с экранизации «Людей Икс». Когда в руках 20th Century Fox оказались права на этих персонажей Marvel, студия, недолго думая, запустила в работу первый фильм киносерии. Да, до этого момента комиксы тоже экранизировали, но считалось, что этот жанр перестал быть интересен зрителям. Оказалось, что всё на самом деле наоборот. Рискнув, «Лисы» получили лояльную и преданную фан-базу, посещавшую фильмы о мутантах и много лет спустя, даже когда они уже превратились в склизкую дурно-пахнущую субстанцию. Первая трилогия о мутантах в мировом прокате в сумме освоила $1,163 млрд, причём, каждый последующий фильм трилогии приносил всё больше и больше денег. Когда стало понятно, что зрителям комикс про Людей Икс пришёлся по душе, в процесс всеобщей «комиксализации» включилась и студия Sony Pictures, в активе которой были права на вселенную Человека-паука всё того же издательства Marvel.

"Железный человек" (2008)

Кинематографическая вселенная Marvel началась именно с этого фильма. Еще до того, как корпорация Disney приобрела студию Marvel вместе со всеми ее активами, Кевин Файги уже был у руля масштабного проекта. Железный человек оказался первым Мстителем, представленным зрителям, а фильм о нем не только стал безусловным хитом проката, но и подарил Роберту Дауни-мл. возможность возродить некогда угасшую из-за скандалов с наркотиками карьеру.

"Мстители" (2012)

И, конечно же, про "Мстителей" не стоит забывать. Первую часть дилогии студия Marvel поручила сделать Джоссу Уидону, специалисту по многоходовкам, одному из немногих современных режиссеров, способному равномерно распределить экранное время между многочисленными персонажами. В тот момент, когда Уидон делал первых "Мстителей", у него еще было достаточно свободы, чтобы без указаний "сверху" снимать то кино, которое он задумал. Несмотря на успех (1,5 млрд долларов в мировом прокате), с сиквелом режиссеру повезло меньше. И критики, и зрители считают, что вторая часть получилась куда слабее оригинала.

"Город грехов" (2005)

Экранизация нескольких графических романов Фрэнка Миллера из культовой серии "Город грехов", исполненная в стиле нуар. Роберт Родригес, взявшийся за этот нестандартный материал, принял решение постараться перенести дух оригинальных комиксов в кино, для чего использовал неординарный подход, непривычный зрителям. Как и в комиксах, картинка в фильме в основном черно-белая, повышенный контраст придает ей осязаемость, что важно для восприятия, а некоторые детали, имеющие значение для сюжета, выделены другими цветами (кровь, глаза и так далее). Да, к такому преподнесению комикса зрители оказались не готовы – "Город грехов" не получил такую же славу, как, например, "Люди Икс" или "Человек-паук", но все же этот фильм продемонстрировал еще один способ адаптация комикса для большого экрана – через визуальную составляющую.

"300 спартанцев" (2006)

Фильм Зака Снайдера, ставший культовым благодаря визуальному ряду. Основой для "300 спартанцев" послужил одноименный графический роман Фрэнка Миллера и Линн Варли, основанный на исторических событиях. Критики фильм в большинстве своем не оценили, а вот зрителям он пришелся по душе. Народная любовь – штука сложная, но в данном случае посмотревшие отмечали харизматичного главного героя в исполнении Джерарда Батлера и картинку, сильно напоминающую настоящий комикс.

"Логан" (2017)

Фильмы франшизы "Люди Икс" выходили на экраны с 2000-го, и все эти годы одну из главных ролей, неуязвимого мутанта Росомаху, неизменно играл Хью Джекман. Чуть позже Росомаха-Логан получил и собственную киносерию, которая, к сожалению, не обрадовала зрителей и критиков. "Логана" в том виде, в котором он в итоге был снят, могло и не быть. Своему появлению на свет он обязан фильму "Дэдпул", буквально взорвавшему мировой прокат в начале 2016 года. Сюжет картины основан на серии комиксов "Старик Логан" и "Смерть Росомахи". Режиссер Джеймс Мэнголд в одном из своих интервью признался поклонникам, что Хью Джекман, страстно желавший снять третью часть "Росомахи" в том виде, в каком она была задумана сценаристами, принял решение отказаться от части своего обычного гонорара.

"Дэдпул" (2016)

Фильм, созданный вопреки жанру кинокомиксов, высмеивающий самые часто встречающиеся в нем клише, понравился зрителям настолько, что пришлось снимать продолжение. Ориентированный на аудиторию от 17 лет и старше, "Дэдпул" покорил своей непосредственностью. Уэйд Уилсон, роль которого сыграл Райан Рейнольдс, инициировавший работу над историей болтливого наемника, сумел дотянуться до души каждого пришедшего в кинозал. Причем, по изначальной задумке Дэдпул получил возможность общаться со зрителями напрямую, не признавая существования так называемой "четвертой стены" (имеется в виду замкнутое пространство, в котором разворачиваются события; в театре нет четвертой стены – вместо нее сцена, которая и позволяет актерам взаимодействовать с публикой).