Не ждать пятницу: IT-платформы стали подарком для самозанятых


Фото: Andrew Neel / Unsplash

2021 год станет важной точкой отсчета отношений между государством и самозанятыми профессионалами в России. Ожидается, что последствия коронавируса очистят бизнес от ненужного балласта. Уже сейчас пересматривается и модель взаимоотношений между работодателем и работником. Бизнес стремительно сокращает издержки, выводя значительную часть собственных расходов на аутсорсинг, что приводит к стремительному росту числа самозанятых налогоплательщиков.

Как результат, на рынок выходят новые и удобные IT-решения для фрилансеров, которые помогают им упорядочить и облегчить отношения с налоговыми органами. Государство, в свою очередь, предлагает низкие налоговые ставки, чтобы вывести эту категорию работников из черной зоны. Поэтому, важно сделать выбор правильного и легкого способа оплаты этого налога. И, кажется, здесь появились революционные решения.

Согласно официальным оценкам, ежедневно самозанятыми становятся порядка 4 тысяч россиян. В лидерах – Москва, где зарегистрировались около 35 процентов от совокупного объема плательщиков налога на профессиональный доход. По данным столичного департамента предпринимательства и инновационного развития, на 1 ноября 2020 года их количество составляло 425 тысяч человек.

Новый налоговый режим для самозанятых с начала 2019 года стартовал в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане в качестве эксперимента. Далее постепенно присоединялись и другие регионы, и теперь, с октября текущего года, новый налог на профессиональный доход действует на всей территории России. Результат не заставил себя ждать, и число официально зарегистрированных самозанятых налогоплательщиков стремительно выросло в 2020 году.

Повлиял и коронавирус: пандемия подстегнула многих предпринимателей искать способы снизить операционные издержки, а наемных сотрудников, отправленных на удаленку или в неоплачиваемый отпуск – искать подработку.

Есть и еще одна довольно веская причина. Работа на себя, будь то строительство, такси, сфера курьерских, консультационных и IT-услуг в большинстве случаев является по факту работой "на дядю". И, соответственно, предполагает некие договорные отношения между исполнителем и заказчиком. А юридические лица с белой бухгалтерской отчетностью не склонны вступать в них с лицами, которые предпочитают конверт лицевому счету. Даже онлайн-агрегаторы по поиску специалистов, известные своей лояльностью к характеру деловых отношений заказчиков и исполнителей, в последнее время стали требовательнее относиться к такому элементу, как налоговая благонадежность.

Она, кстати, обходится сравнительно недорого – всего лишь 6% от суммы дохода. Именно столько перечисляет в налоговую самозанятый, работая с юрлицами и ИП (при работе с частными потребителями товаров и услуг – 4%). Сопоставив издержки и возможности, многие понимают, что у них появляются определенные преимущества перед теми, кто не торопится выйти из тени. Таких, по данным специалистов Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), в 2019 году было 64,1%. То есть, только в одном случае из трех взаимоотношения заказчика и исполнителя оформлялись официально.

В прошлом году Минфин прогнозировал, что к концу 2020-го в России будет зарегистрировано 800 тысяч самозанятых. Еще осень, а их уже около 1,2 миллиона человек. Зарегистрироваться в этом статусе просто, например, через приложение "Мой налог".

Но даже при таком позитивном сценарии самозанятых к сегодняшнему дню могло быть больше. И дело не только в приверженности граждан к "черному налу" или опасении играть с государством по его правилам, но и в банальной неосведомленности и недостатке знаний. Типичный случай: человек, осознавая необходимость легализации своих доходов, испытывает благоговейный страх перед перспективой вести документацию. В своем деле он – мастер, профессионал, "золотые руки", а вот договоры, счета, заявки и отчеты для него – темный лес, в котором, как ему кажется, он обязательно наломает дров или сломает голову.

"Мой налог" обеспечивает и облегчает взаимодействие с налоговой – самозанятому в нее ходить не надо. Но сначала самозанятый должен заключить договор с заказчиком, потом, получив деньги за работу, задекларировать в приложении полученный доход. На основании этой информации ФНС формирует чек, который самозанятый должен передать заказчику. После чего опять же он сам должен заплатить 6% налога. То есть, человек является не только генератором расчетных операций, но и передаточным звеном в них, что вызывает отторжение у многих людей, задумавшихся о самозанятости.

Такая схема не по душе и многим компаниям, которые заключают договоры не с одним-двумя, а с сотней-другой самозанятых, приче, с каждым по несколько раз за квартал.

Бумажный вал накрывает бухгалтерию, а в нем, конечно же, есть ошибки-недочеты, а их обязательно надо найти, чтобы не попасть под санкции надзорных органов.

Кроме того, самозанятый может не предоставить чек заказчику, и тому придется заплатить за него НДФЛ, страховые взносы. Проигнорировать не получится: ФНС не только в праве оштрафовать, но и списать долг с расчетного счета заказчика. А если к моменту выполнения работ исполнитель отказался от статуса самозанятого (что сделать так же просто, как и получить его), то вероятен и штраф.

Поэтому альтернатива такому варианту напрашивалась сама собой. И она появилась – IT-платформы. Первой платформой, предложившей пользователям не просто возможность упростить расчетно-кассовые операции, но и IT-решения для всех аспектов взаимоотношений между бизнесом, самозанятыми и налоговиками – стала созданная в сотрудничестве с Рокетбанком платформа Рокет Ворк.

"Наша платформа – независимая система открытого типа, которая работает на принципах партнерства как с Рокетбанком, так и с другими банками, которые поддерживают нас в открытии счетов и предоставлении расчетных финансовых услуг", – рассказал директор по развитию продуктов платформы Рокет Ворк Вячеслав Аскалепов.

Как видим, самозанятые могут использовать возможности платформы, имея карту любого банка. Кстати, на сегодняшний день с Федеральной налоговой службой России в цифровом формате взаимодействуют 17 банков и 28 электронных площадок: Яндекс.ПРО, Наймикс, ТКС, Самозанятые.рф, Веста банк, Банк 131 и другие.

Все они идейно близки, а различаются набором опций. Перед каждой сделкой эти сервисы проверяют статус самозанятого в ФНС. Ну а пользователь любой из платформ избавлен от таких формальностей, как декларирование доходов в налоговой, получение и передача чека заказчику – эти функции "вшиты" в каждый сервис, сосредоточенный на взаимодействии юрлиц и самозанятых. Заказчики же избавляются от перспективы непомерного роста объемов бумажного документооборота – его перевод в электронный вид упрощает процесс.

"Старая модель выплат, при которой бухгалтерия компании вручную занимается процессом, становится нежизнеспособной с ростом числа исполнителей. В этой части мы отвечаем на вопрос "как заплатить, чтобы это не отнимало много времени и ресурсов, но при этом было легально". Наше решение дает возможность проверять статус самозанятого, проводить сами выплаты и получать фискальный чек автоматически. К нам приходят и компании, которые работают с большим количеством самозанятых напрямую, и онлайн-площадки, через которые компании-заказчики и самозанятые-исполнители взаимодействуют друг с другом", – комментирует преимущества новой системы председатель Банка 131 Александр Магомедов.

Кроме того, большинство платформ регистрируют самозанятого в налоговой службе. А Рокет Ворк, например, берет на себя еще и оформление договоров между самозанятыми и заказчиками, что также заметно упрощает документооборот и существенно уменьшает его объемы. Взаимоотношения сторон осуществляются в электронном формате, а договоры, благодаря разработанным под разные задачи типовым шаблонам, формируются максимально быстро и почти без участия заказчика – как правило, он вносит в документ правки, касающиеся только переменных деталей.

После того, как работа будет выполнена, налог из полученных за нее денег автоматически перечисляется в налоговую. Этот процесс автоматизирован, в частности, на платформах Рокет Ворк, Самозанятые.рф, Веста Bank.

На платформах Наймикс и YouDo в силу их исторической специфики широко представлен маркетплейс, благодаря которому заказчику легко вести поиск подходящего исполнителя.

Архитектура технической платформы некоторых игроков рынка также поддерживает модель маркетплейса.

Рокет Ворк, например, планирует в ближайшее время таргетировать поиск на своей "бирже труда".

"Задачи, сформированные заказчиком, платформа предложит наиболее подходящим исполнителям. Самозанятому не придется копаться в общей массе заказов, искать среди них те, которые связаны с его компетенцией. Мы сфоркусируем самозанятого только на действительно подходящих ему предложениях", – рассказывает о перспективах модернизации функционала маркетплейса Вячеслав Аскалепов.

Как видим, кроме основных расчетных функций IT-платформы предлагают своей аудитории набор полезных инструментов, который, несомненно, будет расширяться.

Некоторые идеи появляются благодаря опыту партнеров. Например, Рокет Ворк планирует адаптировать на своей платформе модель популярной кредитной услуги Рокетбанка – РокетАванс. Зарплатные сотрудники банка могут получать деньги не два раза в месяц, как обычно принято, а сразу. Сумма рассчитывается, исходя из количества отработанных после предыдущей оплаты дней. Отработал три дня – получил за эти дни.

По словам Вячеслава Аскалепова, с самозанятостью эту модель внедрить будет проще, потому что у самозанятых сдельная оплата труда.

"У юрлиц все равно есть выплатной день, перед которым надо все посчитать, сформировать платежки. И получается, что человек, условно говоря, заработал деньги в понедельник, а получает – в пятницу. Наши пользователи смогут не ждать пятницу. Деньги мы ему сможем выплатить, когда его заказчик подтвердит выполнение задания. А это на платформе происходит автоматически. Сейчас авансовые платежи производятся в тестовом режиме. Думаю, что в первом квартале 2021 года мы сделаем эту услугу массовой", – добавляет Вячеслав Аскалепов.

По словам Александра Магомедова, Банк 131 поддерживает развитие системы быстрых платежей (СБП), которая делает выплаты самозанятым не просто моментальными и удобными (из реквизитов потребуется только номер телефона), но и намного дешевле традиционных банковских переводов.

К быстрым платежам идут и другие участники рынка: IT-решения, которые упрощают деятельность самозанятых и их заказчиков, стали трендом в этой сфере.

Поэтому, взвесив все "за" и "против", самозанятый профессионал может выбрать подходящую IT- платформу, позволяющую оптимизировать управление доходами и расходами. И это важно сделать именно сейчас, в преддверии нового налогового года!