В России упростят и автоматизируют госзакупки

С 1 января в России вступил в силу новый порядок проведения госзакупок. Закупки теперь проходят только в электронной форме, при этом количество малых и средних предприятий, допущенных к госзакупкам, значительно вырастет.

В России вступили в силу поправки к закону "О контрактной системе", которые предусматривают сокращение перечня закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию системы госзакупок и другие новшества.

Замминистра финансов Алексей Лавров отметил в этой связи, что поправки в закон предусматривают информатизацию и автоматизацию большинства закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы.

Согласно поправкам госзаказчики смогут проводить закупки лишь тремя способами и только в электронной форме – через конкурс, аукцион и запрос котировок. До этого закон предусматривал 11 способов проведения госзакупок.

При этом на проведение запроса теперь отводят семь рабочих дней, конкурса – 26 рабочих дней, аукциона – 18 рабочих дней.

Для поставщиков по госзаказу начала действовать единая стоимостная предквалификация. Теперь при проведении конкурсной закупки со стоимостью контракта от 20 млн руб. заказчик обязан смотреть, чтобы поставщик имел успешный опыт исполнения контрактов стоимостью не менее 20% от стоимости конкурсной закупки за последние три года. Предмет закупки значения не имеет.

Такая мера позволит бороться с профессиональными жалобщиками, которые до этого могли подавать жалобу, не являясь участником закупки. Теперь жалобу смогут подать только заказчики, которые удовлетворяют требованиям единой предквалификации.

Госзаказчики и участники госзакупок обязаны готовить и подписывать документы по сделкам только в электронной форме – в Единой информационной системе (ЕИС) закупок.

Закон делает обязательным общественное обсуждение госзакупок с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) от 2 млрд руб. При этом правительство, региональные или местные власти вправе уменьшить размер НМЦК по таким закупкам.

С 1 января в системе госзакупок начала действовать норма о деофшоризации: офшорная компания или юрлицо, в котором офшорной компании (компаниям) прямо или косвенно принадлежат более 10%, не могут участвовать в госзакупках.

В силу вступили также другие нормы и положения. В частности, стало обязательным требование к госкомпаниям о проведении закупок у малых и средних предприятий (МСП). Такая мера позволит создать дополнительный рынок сбыта для малого бизнеса, объем этого рынка может превысить 1 трлн руб.

Кроме того, увеличен размер квот на госзакупки у МСП. Теперь на МСП должно приходиться 25% годового объема закупок госкомпании. При этом 20% закупок госкомпаний должны проходить через спецторги – закупки, в которых могут принимать участие только МСП.

По данным "Корпорации МСП", к концу ноября крупнейшие заказчики заключили с МСП 393 тыс. договоров на 3,3 трлн руб. (+ 4,1% и + 11,8% в годовом выражении соответственно). В 2020 г. объем закупок крупнейших госкомпаний у МСП составил 3,9 трлн руб., а количество МСП в системе госзакупок выросло на 11,2%.

В рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства объем закупок госкомпаний у МСП должен составить в 2021 г. 3,8 трлн руб., а в 2024 г. – 5 трлн руб.