Суд между Apple и Epic Games начался со скандала

В Калифорнии началось судебное разбирательство между Apple и крупным разработчиком игр, компанией Epic Games. Она больше всего известна как создатель суперпопулярного онлайн-шутера Fortnite. И началось всё со скандала – сотни детей звонили в суд и требовали "освободить Fortnite", то есть вернуть его на iPhone и iPad. Apple в прошлом году удалила игру из своего магазина мобильных приложений.

Сама ситуация стала возможной, потому что по закону в США у любого желающего есть право подключиться по телефону и послушать, что происходит в зале суда. Но обычно всё бывает спокойнее, а тут клерки 20 минут не могли отключить звук входящих линий, и несколько сот молодых людей, решивших поддержать любимую игру, могли не просто слушать, а кричать на весь зал. Надо сказать, что аудитория Fortnite – более 400 миллионов человек, причем заметная их часть как раз школьники и студенты.

И для них ситуация с запретом игры действительно выглядит как произвол Apple. Но, справедливости ради, сама Epic Games осознанно пошла на обострение конфликта. Она предложила пользователям покупать внутриигровую валюту не через App Store, а через официальный сайт Epic, чтобы не платить Apple комиссию в 30%. Так игроки тратят меньше, но это нарушение прав магазина, и Apple удалила Fortnite. А теперь фанаты игры превратили в клоунаду начало суда, который как раз касается справедливости той самой комиссии в 30%.

Впрочем, Epic Games — специалисты по шоу. И сама открытая часть конфликта с Apple фактически началась с создания пародии на знаменитую рекламу самой Apple, построенную на отсылках к Оруэллу. Только в 80-х годах прошлого века молодая и динамичная Apple боролась с тоталитаризмом IBM, а теперь в аналогичном видео уже молодые герои Fortnite побеждают закостеневшую и монополизировавшую всё Apple.

Купертинцы, надо сказать, тоже красиво ответили – снизив комиссию в своем магазине вдвое, как требует коалиция во главе с Epic Games. Только не для коалиции, а для малого бизнеса, того, который зарабатывает меньше миллиона долларов в год. Мол, мы поддерживаем новичков, а корпорации бьются не за них, а за свой многомиллиардный бюджет. При этом, как выяснилось, и сама Apple от этого почти ничего не потеряла, поскольку большую часть дохода приносят как раз корпорации с многомиллионной аудиторией своих сервисов.

Но и Epic Games последовательны и бьются против 30-процентной комиссии не только в App Store, но и против такой же практики другого цифрового магазина – Steam от компании Valve. Это один из самых старых магазинов игр, в США у него до сих пор более 75% процентов рынка.

Несколько лет назад Epic создали свой магазин, Epic Games Store, и установили в нем комиссию 12%. Потратили на развитие сотни миллионов долларов, и на июнь прошлого года его доля была порядка 15%. А еще недавно купили ArtStation – крупнейший сайт для профессиональных художников в области 3D, компьютерной графики и прочего цифрового искусства преимущественно игровой и кинематографической направленности. И там тоже снизили комиссию до 12%.

В общем-то, что называется, пытаются заразить своим примером. И находят поддержку – буквально на прошлой неделе Microsoft объявила, что снижает всё до тех же 12% комиссию с разработчиков в своём цифровом магазине. Впрочем, это только про PC, а тех, кто разрабатывает игры для приставки Xbox, снижение ставок не коснется. Но накануне суда Epic против Apple, который грозит вообще изменить правила работы цифровых магазинов, и такая новость может сыграть свою роль.