Красное мясо и бактерии обещают серьёзные проблемы с сосудами

Несмотря на то, что польза мяса по-прежнему ставится под сомнение, его вред для организма также не доказан

(фото Taryn/Flickr).

Американские учёные приводят ещё один аргумент в пользу осторожного употребления красного мяса: неправильное сочетание этого продукта и некоторых кишечных бактерий может привести к серьёзным сердечным заболеваниям.

Постная говядина считается полезным продуктом: в ней мало жира и низкое содержание холестерина, зато она богата белками. Тем не менее, частое употребление красного мяса, даже если оно постное, может привести к сердечным заболеваниям.

Медики из Клиники Кливленда (Cleveland Clinic) утверждают, что в кишечнике может содержаться бактерия, которая превращает питательные вещества в опасные химические соединения, вызывающие закупорку сосудов и образование бляшек.

Глава отдела сердечно-сосудистой медицины в Кливлендской клинике и соавтор работы Стэнли Хазен (Stanley Hazen) говорит, что его исследование может послужить поводом для разработки нового подхода к диетологии. Согласно последним медицинским данным, индивидуальный бактериальный состав кишечника может быть не менее важен для здоровой диеты, чем количество питательных веществ в продуктах. Всего одна бактерия может повлиять на усваиваемость пищи и процесс метаболизма.

Учёные заметили, что употребление красного мяса повышает риск развития сердечных заболеваний, даже при постоянном контроле уровня холестерина и жира. Чтобы установить причины этого процесса, Хазен и его коллеги провели медицинский эксперимент. Они давали добровольцам аминокислоту L-карнитин — вещество, содержащееся в красном мясе и молочных продуктах. Среди 77 добровольцев было 26 вегетарианцев и веганов, из которых всего один согласился ради эксперимента съесть 200-граммовый постный стейк.

В ходе эксперимента выяснилось, что употребление L-карнитина повышает уровень триметиламина N-оксида (TMAO) в крови, который замедляет процесс выведение холестерина из организма и, соответственно, вызывает образование атеросклеротических бляшек.

Примечательно то, что даже при дополнительном приёме L-карнитина у вегетарианцев уровень TMAO в крови был значительно ниже, чем у мясоедов. Также выяснилось, что бактериальный состав кишечника у тех, кто ест мясо, отличался от состава микрофлоры кишечника вегетарианцев. Хазен полагает, что употребление мяса вызывает появление бактерий, которые трансформируют L-карнитин в TMAO.

Для получения дальнейших результатов медики проверили уровень L-карнитина в крови 2600 людей, которые проходили выборочные проверки работы сердца. Учёные определили, что сама по себе аминокислота не представляет опасности для организма, но в сочетании с TMAO значительно повышает риск сердечных заболеваний. Это означает, что не только то, что мы едим, влияет на здоровье, но и то, что содержится в нашем организме от природы.

Заключительным этапом эксперимента стали опыты на лабораторных мышах. Им давали L-карнитин, что удваивало риск образования бляшек у грызунов при их обычном бактериальном составе кишечника. После того, как их пролечили курсом антибиотиков, очищающих кишечник от стандартной микрофлоры, L-карнитин больше не влиял на шансы попадания в группу риска.

Директор отделения профилактической сердечно-сосудистой медицины при университете Пенсильвании Дэниел Рейдер (Daniel Rader) говорит, что кишечные бактерии, питающиеся L-карнитином, являются виновниками сердечно-сосудистых заболеваний.

На результаты исследования учёных из Кливлендской клиники, опубликованные в журнале Nature Medicine, стоит обратить внимание не только тем, кто чрезмерно увлекается мясом, но и тем, кто принимает L-карнитин в качестве пищевой добавки якобы для снижения веса и увеличения запасов энергии (распространено в среде спортсменов).

К слову, медики говорят, что полезные свойства этого вещества, о которых пишут производители на упаковках, ещё не доказаны. "Не думаю, что его вообще нужно хоть кому-то принимать", — предупреждает Стэнли Хазен.