Среди муравьев встречаются "стрекозы"

Муравейник в лесу. Трудно представить, что в этом гигантском сообществе социальных насекомых присутствуют отъявленные лентяи

(фото Guido Gerding /Wikimedia commons).

Учёные выяснили, что даже среди трудолюбивых насекомых есть ленивые особи: во время общественных работ некоторые из них просто стоят вблизи своих сородичей-тружеников и наблюдают за их действиями.

Энтомологи установили, что даже среди муравьёв, известных своим исключительным трудолюбием, есть особи, которые отлынивают от своих обязанностей во время общественных работ.

"Все исследователи, когда-либо работавшие с социальными насекомыми, замечали, что, когда строится гнездо, половина муравьёв стоят и ничего не делают", – рассказывает Дэниел Шарбонно (Daniel Charbonneau) из Аризонского университета.

Тем не менее до сих пор было не до конца понятно, были ли некоторые рабочие муравьи вида Temnothorax rugatulus последовательно неактивными или же какие-то из них попросту по жизни являются лентяями. Шарбонно и его команда пометили 250 муравьёв-работников из пяти различных колоний и записывали их поведение в течение трёх дней в лабораторных условиях.

В ходе эксперимента учёные обнаружили, что почти половина насекомых проводила большую часть своего времени неподвижно, не выполняя вообще никакой работы. На самом деле они были настолько ленивы, что их ничегонеделание может быть выделено в отдельную стратегию поведения (только цель этой стратегии биологам пока не ясна).

"Вероятно, они на самом деле делают что-то важное, просто выглядят неактивными, – размышляет Шарбонно. – Или же они попросту социальные паразиты, действующие абсолютно эгоистично".

К сожалению, учёные не могут сказать наверняка. Вполне может оказаться, что эти "лентяи" – резервная команда, которая по весне приступит к работе, когда некоторые из рабочих муравьёв умрут или появится особенная сложная задача.

Также есть вероятность, что они являются живой кормушкой, которая поставляет сладкую жидкость истощённым работникам. Например, среди медовых муравьёв встречаются так называемые "муравьиные бочки" — специализированная группа рабочих особей, хранящих в раздутых зобиках брюшка запасы жидкой углеводной пищи. Эту специальную касту исследователи называют также repletes или plerergate (rotund). Они хранят в себе жидкий корм и при необходимости отрыгивают его соплеменникам, живущим в их муравейнике.

Томер Цацкес (Tomer Czaczkes) из Регенсбургского университета в Германии предложил свою версию. "Ленивые" муравьи могут также выступать в качестве резервной боевой силы на случай внезапного нападения врага. Таким образом, очевидные на первый взгляд "трутни" могут оказаться своего рода запасным полицейским нарядом, который в экстремальной ситуации готов прийти на помощь соплеменникам.

Шарбонно также заметил, что "ленивые" особи вида T. rugatulus, как правило, крупнее остальных рабочих, и при этом они меньше взаимодействуют со своими товарищами по гнезду. Этот факт может свидетельствовать о том, что эти насекомые слишком старые или слишком молодые.

"Наши гипотезы не являются взаимоисключающими, – подчёркивает биолог. – Например, вполне может быть, что ленивые муравьи — это пожилые работники, чей метаболизм уже замедлен из-за возраста, а их главная задача — хранить продукты питания".

Научная статья о муравьях-лентяях была опубликована в издании Behavioral Ecology and Sociobiology.