Тема:

Гражданская наука 2 года назад

Помощники науки: волонтёры России будут централизованно искать новые экзопланеты, переводить старинные рукописи и играть в видеоигры

Фото с сайта citizen-science.ru.

В России заработала первая национальная платформа проектов так называемой гражданской науки. Теперь любой человек может помогать учёным в поиске новых миров, обнаружении нужных миру лекарств, слежении за качеством воздуха или подсчёте биоразнообразия планеты.

Вчера космическое агентство США НАСА объявило о создании сайта Planet Patrol, на котором все желающие смогут помогать учёным искать новые экзопланеты в данных космического телескопа TESS. Заманчиво, не правда ли, стать первооткрывателем нового мира? И всё это, даже не выходя из дома.

Ранее Вести.Ru рассказывали о том, как похожим образом в Дании добровольцы помогли учёным понять квантовые процессы. Кроме того, пользователи Сети наравне с признанными во всём мире исследователями борются с туберкулёзом и пандемией COVID-19.

Однако подобные проекты так называемой гражданской науки (когда в научных исследованиях участвуют самые обычные, далёкие от науки люди) есть и в России. Чтобы объединить их под одной крышей, Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) запустила портал "Люди науки". Это первая русскоязычная платформа проектов научного волонтёрства, объединяющая учёных и добровольцев, которые хотят вместе работать над научными проектами.

Термином "научное волонтёрство" (гражданская наука или citizen science) называют любое участие непрофессионалов в науке. С начала 21 века в движении участвуют десятки миллионов человек по всему миру: обнаруживают мёртвые звёзды, участвуют в экспериментах по квантовой запутанности, изучают поведение шимпанзе и следят за качеством воздуха, составляют карты распространения растений и животных, разбирают старинные рукописи и даже играют в видеоигры на пользу науки.

Экономический эффект такой работы эксперты оценивают в миллиарды долларов и евро, ведь это не только потраченное с пользой время, но и "свободные" ресурсы миллионов ПК (пока машиной не пользуется человек, она ведёт расчёты на благо науки). В Америке, Австралии, странах Евросоюза поддержкой и развитием научного волонтёрства занимаются международные, государственные и некоммерческие организации.

В России есть отдельные научные направления и исследования, в которые традиционно приглашают непрофессионалов. В частности, добровольцы работают в заповедниках и ездят в археологические экспедиции. Их активно привлекают орнитологи (проекты Союза охраны птиц, орнитологические станции).

Крупнейший российский проект гражданской науки – "Флора России", в котором волонтёры по всей стране фотографируют дикорастущие сосудистые растения, отмечая место их произрастания (сделано более 700 тысяч бесценных наблюдений).

При этом эта часть волонтёрского движения в нашей стране развито слабо: нет развитой инфраструктуры гражданской науки. Кроме того, учёных приходится самостоятельно находить добровольцев-испытуемых и средства для их привлечения для самых разных исследований.

До сегодняшнего дня у исследователей из самых разных сфер (от медицины до космонавтики) не было единой площадки для поиска таких добровольцев.

Все эти проблемы призван решить новый проект "Люди науки". Его развитием создатели занимались с мая 2020 года при поддержке Фонда президентских грантов.

1 октября проект открыл портал citizen-science.ru – первую в стране площадку, где обычные люди смогут подобрать для себя наиболее интересный научный проект для участия, а учёные – опубликовать объявление о наборе волонтёров.

"Многим учёным волонтёры могут помочь: сделать исследование масштабнее или, например, обучить системы искусственного интеллекта. Но есть проекты, которые без волонтёров не могли бы состояться, такие как самая подробная база данных растений и животных в мире iNaturalist. Просто потому что данные для этой базы собирали миллионы людей по всему миру.

И в этом неизмеримое достоинство научного волонтёрства для учёных. А для волонтёра это возможность увидеть “изнанку” научных исследований: астрофотографии, полученные с помощью крупнейших телескопов; лаборатории с самым современным и сложным оборудованием; краснокнижные растения в сердце заповедника. И без специальной академической подготовки двигать прогресс и изменять мир вокруг с помощью науки", – комментирует руководитель проекта "Люди науки" Альфия Максутова.

Портал "Люди науки" приглашает всех желающих зарегистрироваться и найти проект для участия или даже опубликовать свой. Инвестируйте своё время в нужные дела!