Анализ метеорита показал: Марс был влажным с самого рождения

Марс был богат водой уже в момент рождения, выяснили учёные.

Иллюстрация NASA/GSFC.

Фото NASA/Luc Labenne.

Марс был богат водой уже в момент рождения, выяснили учёные.
Редкий марсианский метеорит раскрыл тайны прошлого Красной планеты.
Изучение марсианского метеорита указало на то, что Красная планета была влажной уже в момент своего образования.

Эксперты изучили метеорит, выброшенный с поверхности Марса 4,4 миллиарда лет назад в результате удара астероида. Вывод учёных однозначен: в то время на Красной планете уже была вода. При этом тот самый астероид сделал эту воду жидкой.

Подробности изложены в научной статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Откуда на планетах берётся вода? Присутствует ли она изначально в веществе, из которого формируются миры? Или же океаны наполняются упавшими кометами?

Учёные давно спорят об этом, но заглянуть так далеко в прошлое непросто. Теперь же исследователи изучили уникальные образцы, раскрывающие древнейшую историю Марса.

Речь идёт о метеорите NWA 7533, найденном несколько лет назад в пустыне Сахара. За свой характерный цвет он получил название "Чёрная красавица".

Анализ показал, что этот камень имеет марсианское происхождение. Некогда он был выбит с поверхности Красной планеты упавшим астероидом и отправился в космос, а затем упал на Землю. Подобные находки – большая редкость. Их стоимость может достигать десяти тысяч долларов за грамм (что гораздо дороже золота).

Катаклизм, выбросивший NWA 7533 в космос, произошёл 4,4 миллиарда лет назад. Этот обломок – практически ровесник Марса (и Земли). Поэтому он многое может рассказать о том, какой была Красная планета в самом начале.

Исследователи из Дании, Франции и Японии подвергли образцы четырём видам спектроскопического анализа, чтобы выяснить их химический и изотопный состав.

Редкий марсианский метеорит раскрыл тайны прошлого Красной планеты.

Выяснилось, что марсианские породы, расплавившиеся из-за удара астероида, вступили в химическую реакцию с водой. Это значит, что 4,4 миллиарда лет назад – то есть практически на момент своего рождения – Марс уже был достаточно влажным.

Отметим, что на Красной планете учёными было найдено множество следов былой гидросферы, но они куда менее древние. До сего дня планетологи могли быть уверены только в том, что вода на Марсе присутствует в последние 3,7 миллиарда лет. Новое исследования отодвинуло эту границу далеко в прошлое, к самому возникновению планеты.

Правда, Солнце в те далёкие времена было не столь жарким, как сегодня. Так что вода на поверхности Марса, скорее всего, присутствовала в виде льда.

Однако авторы пришли к интригующему выводу. Тот же самый удар астероида, который привёл к образованию "Чёрной красавицы", мог надолго сделать климат Красной планеты тёплым.

Дело в том, что в химических реакциях, происходивших на месте падения, кислород воды окислял окружающие породы, а водород (H2) выделялся в атмосферу.

Но для того чтобы обломки марсианской коры вылетели в космос, астероид должен был быть достаточно большим. Исследователи оценили его диаметр в сто километров. Исходя из размера астероида и степени окисления образцов NWA 7533, учёные рассчитали, сколько воды он превратил в водород при падении. Получилась внушительная цифра: порядка сотен триллионов тонн воды. Соответствующее количество водорода, являющегося, напомним, парниковым газом, могло на миллионы лет сделать климат Красной планеты достаточно тёплым для существования жидких океанов.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, что жидкая вода на Марсе существует и сейчас (правда, под толстым слоем льда). А когда-то Красная планета была более влажной, чем Земля.